Первый учитель - это звучит гордо. На него возложена огромная ответственность по воспитанию маленького человечка, пришедшего в первый класс. Но всякий ли учитель может оправдать это доверие?
В преддверии Дня учителя в нашу семью ворвался кошмар. Придя из школы, моя дочь-третьеклассница заявила:
- Мама, а сегодня Татьяна Максимовна кричала, что ей от наших родителей ничего не надо...
- А почему она так сказала?
- Ну, не знаю.
- Дочка, пойми, просто так учитель кричать не будет. Тем более такие слова. Вы, наверное, не слушались на уроке?
- Да нет. Все нормально было. Татьяна Максимовна вызвала Ваню к доске, а он не смог решить уравнение. Ну вот она ругалась-ругалась, а потом, когда его уже испинала, крикнула, что ей от наших родителей ничего не надо...
- Что она сделала?
- Испинала.
- Как это?
- Ну как, как обычно пинают - ногой.
- То есть как ногой?
- Мам, как ты не поймешь...
Так я узнала, что учительница моей дочери за нерешенные задания у доски пинает детей на виду у всего класса. Но больше всего меня поразило то, что моя дочь воспринимает это как норму поведения учителя. В то же время ей стыдно смотреть на такие унижения, поэтому «...я смотрю в учебник, чтобы не смотреть на это. Мне его было жалко...» Из разговора с дочерью выяснилось, что такое у них происходит на уроках не в первый раз. Но самое поразительное, что дети молчат, никто не говорит об этом родителям. Почему?
Когда о случившемся узнали родители ее одноклассников, мнения по этому поводу разделились: например, бабушка, воспитывающая Ваню, сначала была возмущена поведением учителя, а потом сказала, что не имеет к ней никаких претензий... Мне пришлось услышать и такое: «Вам-то какое дело? Ведь вашего ребенка не пинали!» Когда речь зашла о психологическом давлении на ребенка, о растлении его личности, большинство родителей невозмутимо продолжали стоять на своем - учитель прав!
У Татьяны Максимовны наш класс не первый, ее педагогический стаж более 10 лет. И во всех ее выпусках начальной школы была строжайшая дисциплина (замечу: только если урок вела она, стоило поменяться учителю - менялось и поведение детей). Однако можно было услышать и другое: грубое отношение к ребенку, на уроках всегда кричит... Говорят, слухами земля полнится, нет и дыма без огня!
Часто слышу фразу: сейчас дети не такие, какими мы были раньше, - с ними нет сладу. Да, дети не такие, но кто их делает «не такими»? Не мы ли сами? Родители закрывают глаза на произвол, творящийся в классе, - ребенок своим уже испорченным учителем умом размышляет: раз взрослому можно бить детей, то и мне можно будет, когда вырасту. Малыш видит изо дня в день, как учитель унижает его самого или одноклассника, а потом просит ребенка подойти к себе и с улыбкой спрашивает:
- Ты обиделся на меня?
Как вы думаете, что ответит девятилетний мальчик, которого несколько минут назад пинала ножка этой такой милой, улыбающейся учительницы?
- Ты понял, зачем я так сделала?
- Да.
- Ты больше так не будешь?
- Нет.
***
Родительское собрание, инициатором которого была я, обернулось для меня полной неожиданностью. За неделю до назначенного срока я обошла всех родителей, пригласив их на собрание. Каждый сказал, что обязательно придет. Но пришла только половина. Как выяснилось позже, подруга Татьяны Максимовны, она же одна из родительниц нашего класса, вслед за мной обошла всех родителей и наговорила им пакостей обо мне. Она приходила и ко мне домой, умоляла не проводить собрания, так как у учителя и так сложные отношения с администрацией школы. Я была непоколебима. Тогда женщина не погнушалась тем, что встала передо мной на колени, прося замять дело. Мне пришлось ее выгнать.
На собрании мне и администрации школы было зачитано заявление родителей (только один родитель его не подписал), в котором говорилось о моем отвратительном поведении. Они требовали от директора школы срочного перевода моей дочери в другой класс или исключения ее из школы.
Что же вы, родители? Кто для вас дороже - учитель-садист или ваш собственный беззащитный ребенок?
***
В первый класс Татьяна Максимовна набрала 30 учеников (каждого она тестировала, интересовалась, где и кем работают родители). А во второй класс 1 сентября пришли только 24 ученика. Татьяна Максимовна объяснила это тем, что кто-то переехал, кто-то отсеялся по неуспеваемости.
Одно я знаю точно: после того как все открылось, моя дочь не боится ходить в школу, отвечать у доски. Она знает, что учитель не имеет права ее бить! Мы с дочерью стали ближе, она чувствует мою поддержку. И знаете, я ее зауважала: девочка все это время умудрялась учиться в таком кошмаре. А она у меня ударница!
Мне кажется, дисциплина - это когда человек осознает, что можно делать, а что нельзя. Вероятно, кто-то думает по-иному?
Анна МАКАРОВА.