Она «дюймовочка»: рост 161 см, вес 48 кг. Он - мощный, сильный, весом почти 18 тонн, когда загружен под завязку. Она зовет его Мальчиком, а он ее... неизвестно. Ведь это большой пассажирский автобус. Но чувствуется, что машина беспрекословно слушается маленьких, но крепких рук своей хрупкой хозяйки.
Она - Роза Жандарова, единственный в Казани водитель городского автобуса марки «НефАЗ». Работать на чисто мужской, тяжелой, изнурительной работе женщину заставили непростые семейные обстоятельства, а не желание быть исключительной. Развод, долги перед банком («приданое» от бывшего мужа), квартира, выставленная на торги, и двое детей, которых нужно поставить на ноги. Помощи ждать неоткуда. Оставшись с кредитами один на один, выпускница факультета иностранных языков, преподавательница английского сделала выбор в пользу работы на автобусе.
- Посчитала, сколько я могла бы получать на репетиторстве и на такси, и поняла, что больших денег там не заработать, - говорит Роза. – Нужен был большой стабильный заработок, как у мужчин. Решила овладеть мужской профессией. За рулем я давно, необходимо было только сдать экзамен на нужную категорию.
Преподаватели в автошколе скептически отнеслись к новенькой слушательнице, но в желании учиться не отказали.
- Среди 30 мужчин я была одна женщина, - с улыбкой вспоминает Роза. – Отношение разное: от открыто раздражительного до откровенно насмешливого. Многие считали мое желание блажью. Но я выучилась, успешно сдала практику и теорию и получила права. С тех пор прошло почти четыре года.Первые автобусы у Розы были небольшие – наподобие «Газели» и «пазиков». Работала на маршруте 28а. Но ее привлекал большой автобус - на нем заработки выше.
- От меня отмахивались все начальники АТП, - продолжает Роза. – Сомневались, не доверяли, отсылали на кухню, мол, твое дело у плиты скакать. Начальник республиканского автовокзала №7 Ильдар Мухаметов мне поверил. А затем и директор 9-го АТП Алексей Ларин, и начальник колонны Альберт Гасияков. Так я оказалась на 52-м маршруте.
Утро у Розы начинается в четыре утра. В гараже она в шесть, проверяет машину, сама проходит необходимые перед выездом на маршрут процедуры - и в путь. И так пять дней в неделю с 6 утра до 9 вечера. Два выходных. «НефАЗ» считает легкой в вождении машиной (там же автоматика), серьезный ремонт автобуса делают слесари, с мелким справляется сама.
- Никакой поблажки от коллег-мужчин нет, - улыбается наша героиня. – Отношение жесткое, как ко всем. То же самое на рейсе. Ни один из водителей других маршрутов не делает скидку на то, что ты слабый пол: подрезают, жмут к краю дороги, стараются вырваться вперед. Не до сантиментов, когда идет конкурентная борьба за пассажиров и прибыль.
Окружающие относятся по-разному. Кто-то из автолюбителей от души рассмеется. Бывают и те, кто вертит пальцем у виска. Но немало и таких, кто поднимает большой палец вверх: «Молодец!» А порой и вовсе комичная реакция случается. Водитель в пробке решил закурить, но, увидев меня за рулем, застыл. Так и не прикурив, скомкал сигарету, плюнув от досады.
Неожиданным оказалось отношение пассажиров. На удивление спокойное и доброжелательное у мужчин. И наоборот, открыто злое у зрелых женщин. Они не прощают мне того, на что у мужчин-водителей не обратили бы внимания. Сколько раз приходилось от пенсионерок слышать: «Не можешь ездить – не садись за руль!» Случалось, доводили до слез. Но все-таки хорошего больше. Довольно часто пассажиры говорят приятные слова, желают доброго пути.
Эта работа изменила мое отношение к мужчинам, особенно к водителям автобусов. Оказывается, быть сильной половиной очень сложно, трудно и ответственно. Мужчина отвечает за семью. За то, чтобы его близкие были сыты, одеты и жили в достатке. А сколько нервов они тратят на работе! У них тоже сердце замирает и душа уходит в пятки, когда хулиган подрезает в нескольких сантиметрах. За спиной ведь десятки жизней. Домой прихожу выжатая как лимон. В силах только принять душ, поесть и хоть немного пообщаться с детьми... и спать! Сейчас, будь я замужем, наверное, относилась бы к супругу мягче и с пониманием.
Но замуж Роза не спешит. Не за кого и некогда, говорит она.- На работе меня не считают за женщину и не делают попытки ухаживать. А все мои мысли заняты детьми и нашим будущим. По крайней мере, не сейчас...
Она - Роза Жандарова, единственный в Казани водитель городского автобуса марки «НефАЗ». Работать на чисто мужской, тяжелой, изнурительной работе женщину заставили непростые семейные обстоятельства, а не желание быть исключительной. Развод, долги перед банком («приданое» от бывшего мужа), квартира, выставленная на торги, и двое детей, которых нужно поставить на ноги. Помощи ждать неоткуда. Оставшись с кредитами один на один, выпускница факультета иностранных языков, преподавательница английского сделала выбор в пользу работы на автобусе.
- Посчитала, сколько я могла бы получать на репетиторстве и на такси, и поняла, что больших денег там не заработать, - говорит Роза. – Нужен был большой стабильный заработок, как у мужчин. Решила овладеть мужской профессией. За рулем я давно, необходимо было только сдать экзамен на нужную категорию.
Преподаватели в автошколе скептически отнеслись к новенькой слушательнице, но в желании учиться не отказали.
- Среди 30 мужчин я была одна женщина, - с улыбкой вспоминает Роза. – Отношение разное: от открыто раздражительного до откровенно насмешливого. Многие считали мое желание блажью. Но я выучилась, успешно сдала практику и теорию и получила права. С тех пор прошло почти четыре года.Первые автобусы у Розы были небольшие – наподобие «Газели» и «пазиков». Работала на маршруте 28а. Но ее привлекал большой автобус - на нем заработки выше.
- От меня отмахивались все начальники АТП, - продолжает Роза. – Сомневались, не доверяли, отсылали на кухню, мол, твое дело у плиты скакать. Начальник республиканского автовокзала №7 Ильдар Мухаметов мне поверил. А затем и директор 9-го АТП Алексей Ларин, и начальник колонны Альберт Гасияков. Так я оказалась на 52-м маршруте.
Утро у Розы начинается в четыре утра. В гараже она в шесть, проверяет машину, сама проходит необходимые перед выездом на маршрут процедуры - и в путь. И так пять дней в неделю с 6 утра до 9 вечера. Два выходных. «НефАЗ» считает легкой в вождении машиной (там же автоматика), серьезный ремонт автобуса делают слесари, с мелким справляется сама.
- Никакой поблажки от коллег-мужчин нет, - улыбается наша героиня. – Отношение жесткое, как ко всем. То же самое на рейсе. Ни один из водителей других маршрутов не делает скидку на то, что ты слабый пол: подрезают, жмут к краю дороги, стараются вырваться вперед. Не до сантиментов, когда идет конкурентная борьба за пассажиров и прибыль.
Окружающие относятся по-разному. Кто-то из автолюбителей от души рассмеется. Бывают и те, кто вертит пальцем у виска. Но немало и таких, кто поднимает большой палец вверх: «Молодец!» А порой и вовсе комичная реакция случается. Водитель в пробке решил закурить, но, увидев меня за рулем, застыл. Так и не прикурив, скомкал сигарету, плюнув от досады.
Неожиданным оказалось отношение пассажиров. На удивление спокойное и доброжелательное у мужчин. И наоборот, открыто злое у зрелых женщин. Они не прощают мне того, на что у мужчин-водителей не обратили бы внимания. Сколько раз приходилось от пенсионерок слышать: «Не можешь ездить – не садись за руль!» Случалось, доводили до слез. Но все-таки хорошего больше. Довольно часто пассажиры говорят приятные слова, желают доброго пути.
Эта работа изменила мое отношение к мужчинам, особенно к водителям автобусов. Оказывается, быть сильной половиной очень сложно, трудно и ответственно. Мужчина отвечает за семью. За то, чтобы его близкие были сыты, одеты и жили в достатке. А сколько нервов они тратят на работе! У них тоже сердце замирает и душа уходит в пятки, когда хулиган подрезает в нескольких сантиметрах. За спиной ведь десятки жизней. Домой прихожу выжатая как лимон. В силах только принять душ, поесть и хоть немного пообщаться с детьми... и спать! Сейчас, будь я замужем, наверное, относилась бы к супругу мягче и с пониманием.
Но замуж Роза не спешит. Не за кого и некогда, говорит она.- На работе меня не считают за женщину и не делают попытки ухаживать. А все мои мысли заняты детьми и нашим будущим. По крайней мере, не сейчас...