Управляющие компании хотят иметь дело с грамотным потребителем

Население необходимо обучать жилищно-коммунальной грамоте. Об этом твердят руководители крупных управляющих компаний города, неустанно говорит и исполнительный директор Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ РТ Дмитрий Романов.

news_top_970_100

Необходимость обучения населения грамоте в сфере ЖКХ возникла давно. Потребители, а сейчас их принято называть собственниками жилья, в большинстве своем не знают Жилищный кодекс РФ, не умеют отстаивать свои права в суде и зачастую молча сносят самоуправство, обман со стороны жилищных организаций.

Ситуация постепенно стала меняться, когда в июле 2014 года в Казани было создано НП «Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ». Юристы центра дают бесплатные юридические консультации, сопровождают дела в суде, проводят бесплатные обучающие семинары для собственников жилья. 

В центре почти ежедневно юристы консультируют собственников жилья, старших по дому, председателей совета МКД.

- Если деятельность управляющих компаний более-менее отрегулирована и ведется в законодательном русле, то сейчас много вопросов у собственников, чьи дома находятся в правлении ТСЖ и ЖСК, - говорит юрист центра Зоя Куклина. - Когда люди приходят с конкретными делами, то впору за голову хвататься от беззакония, творящегося в этих товариществах и кооперативах.

Светлана Рыкунова и Елена Крепостина, которые обратились за помощью в центр, вот уже более 5 лет в судебном порядке добиваются того, чтобы правление ТСЖ дома, в котором они живут, признали незаконно избранным. Недовольных жильцов было больше, но на них нашли управу председатель правления и бухгалтер. 

Ретивых пенсионерок остановить не смогли. И тогда председатель правления придумал им наказание - самолично увеличил жилую площадь их квартир на 3 квадратных метра. Женщины отказались платить и теперь числятся в списке злостных должников. 

Пенсионерки судятся с правлением ТСЖ почти 5 лет. Теперь за юридической поддержкой в суде обратились в Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ.
- Будем вместе добиваться правды, - не сдаются Светлана Михайловна и Елена Николаевна.

Инертность жителей и безграмотность сыграли на руку нечестной подрядной организации, выполнявшей капитальный ремонт в одном из домов по улице Фрунзе. За юридической помощью в суде в центр обратилась его жительница. 
- Незаконные действия строителей, может быть, для наших жителей так и остались бы тайной, если бы они выполнили свою работу хорошо, но, увы, после капремонта выявилась масса недоделок, - рассказывает Гульфира Галимзянова. - Когда же мы стали возмущаться и обратились в свою управляющую организацию, нам показали подписанный нашим жильцом акт приема-сдачи, протокол общего собрания, на котором якобы была 100-процентная явка собственников. Теперь мы в суде доказываем, что все эти документы сфальсифицированы, никто из наших жильцов ничего не подписывал, и требуем, чтобы строители за свой счет устранили недоделки.

- Общее собрание - это сделка собственников многоквартирного дома, а посему каждый, кто числится в реестре собственников, должен получить приглашение на руки и быть на этом собрании. Так говорится в Гражданском кодексе от 2013 года, - объясняет Зоя Куклина. - Если собственник не может сам прийти, то пишется доверенность на того человека, кто его заменит. Если нарушено хоть одно условие, протокол собрания считается недействительным. 

Еще один случай, наглядно демонстрирующий инертность нашего потребителя. За юридической консультацией обратились две жительницы дома, который находится также в правлении ТСЖ. Им непонятны начисления в счете-фактуре. Зоя Викторовна, взглянув на документ, прокомментировала:

- Где печать правления, где выходные данные? Это просто фантик, не имеющий юридической силы.
Получается, все это время собственники дома платили деньги непонятно кому. Юрист рекомендовала собрать собрание собственников жилья, научила, как правильно это сделать, заполнить протокол и выяснять, куда переводились деньги жильцов. 

- На территории Татарстана создана система общественного контроля в системе жилищно-коммунального хозяйства, - говорит исполнительный директор центра Дмитрий Романов. - За первый квартал 2018 года в органы общественного контроля в системе ЖКХ снизилось число обращений по вопросам начислений за общедомовые нужды (ОДН). Лидируют вопросы по начислению за отопление, юридической направленности, а также вопросы предоставления жилищных услуг. В целях снятия напряженности в отрасли жилищно-коммунального хозяйства в Татарстане работает «горячая линия» 236-29-97. В центре регулярно проводятся бесплатные обучающие семинары для населения.

- Времена, когда жилищным организациям были выгодны неграмотные потребители, давно прошли, - говорит директор УК ЖКХ Московского района Олег Калимов. - Сейчас управляющие компании желают иметь дело с собственниками, которые знают Жилищный кодекс, юридически подкованы в сфере коммунальных услуг. Крупные УК сами организовывают обучающие курсы. В нашем случае это лаборатория Казанского колледжа коммунального хозяйства, архитектуры и строительства. Наши специалисты, юристы бесплатно обучают старших по дому, председателей совета МКД.

news_right_column_240_400