Экстремальная ситуация наглядно показала беззащитность медиков. Порой пациенты позволяют себе оскорблять врачей, грубить им и даже распускают руки. Что делать в случае конфликта докторам? Ответ на этот вопрос прозвучал на итоговой коллегии Минздрава РТ из уст министра здравоохранения республики Аделя Вафина.
Он отметил, что подобные резонансные события не должны повториться. Руководители обязаны принять все необходимые меры и обеспечить безопасность работы дежурного персонала в приемных отделениях. Для начала необходимо установить тревожные кнопки во всех медучреждениях. Затем глава Минздрава РТ рассказал, как должны себя вести медики в случае неадекватного поведения пациентов и их родственников. Ответ однозначный: при возникновении конфликтных ситуаций нужно вызывать полицию, а не спорить и выяснять отношения.
К сожалению, виноваты не только пациенты. В качестве примера министр привел принципы работы легендарной американской клиники Мэйо, имеющей почти 150-летнюю историю. Ее философия - нужды пациента превыше всего. Предельно внимательное, заботливое отношение к больному должно стать основой и в работе наших клиник. Но пока, по неутешительным данным управления контроля стандартов и качества медицинской деятельности, в 2015 году в республике выросло число жалоб пациентов на невнимательное, безразличное и даже грубое отношение медработников. В более чем 40% обращений по вопросам качества медпомощи содержалась информация о нарушениях докторами принципов этики и деонтологии.
Помочь решить проблему может Ассоциация медработников Республики Татарстан. Именно к ее правлению обратился министр, подчеркнув, что в ассоциации должны работать этические комиссии. «Правление должно представить план мероприятий и ежемесячно докладывать о проделанной работе», - подытожил Адель Вафин.
Президент НП «Ассоциация медработников РТ» Ирина Питулова отметила, что врач сегодня оказался наиболее уязвимым работником. Он зависит от большого числа обязывающих, контролирующих и прочих организаций, включая судебно-следственные органы, а также СМИ. По ее мнению, самый опасный врач - это неуверенный и запуганный. Если же мы хотим, чтобы наши медики были уверенными в себе профессионалами, нужно защитить их от необоснованных жалоб и претензий. Важно поднять авторитет врача, а не давить на докторов со всех сторон.
В частности, возникшие между медиками и пациентами споры должны решаться на досудебном этапе. В пример Ирина Питулова привела опыт работы Смоленской области. Здесь из 600 жалоб на медиков только 3 урегулированы в судах. Президент ассоциации предложила организовать комиссии досудебного регулирования, а врачей обучить программе медиации - науке урегулирования споров и конфликтов. По ее мнению, медиаторы должны быть в каждом лечебном учреждении.
Президент республики Рустам Минниханов в своем выступлении также поднял вопрос взаимоотношений врачей и пациентов. Он отметил, что в систему здравоохранения должны приходить люди, готовые служить другим. А сегодняшним специалистам необходимо повышать свою квалификацию, получать новые знания. Требования, предъявляемые к врачам десять лет назад и сейчас, разные. Медработники должны совершенствовать не только свои профессиональные качества, но и умение общаться с пациентами. По мнению Президента РТ, даже интонация в разговоре с больным влияет на его самочувствие и настроение.
- Не могу сказать, что к вам нет замечаний. Нет! К вам много замечаний. Они будут и дальше. Ожидания населения растут, не все потребности реализованы, - заявил медикам Рустам Минниханов.