Вместе они образуют так называемый «Четвертый антимонопольный пакет», о котором рассказал в ходе брифинга в Кабмине РТ Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Татарстан (Татарстанское УФАС России) Александр Груничев.
Основная цель пакета изменений - сокращение административных ограничений для бизнеса и снижение участия государства в экономике. Первое изменение - субъект не может быть признан имеющим доминирующее положение на рынке, если его доля не превышает 35%, кроме случаев коллективного доминирования.
Также упраздняется реестр компаний, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов. Таковые были обязаны сообщать информацию о своих сделках в УФАС. По словам Александра Груничева, упразднение реестра административные обременения включенных в него компаний. Впрочем, антимонопольный контроль при этом не станет мягче.Новый вариант закона позволит Правительству РФ определять недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках (доля более 70%), в случае наличия на них нарушений антимонопольного законодательства. Таковые будут формироваться УФАС и согласовываться Центробанком РФ.
Важное нововведение - УФАС получает ранее не предусмотренную возможность выступать в защиту неопределенного круга потребителей, но прекращает рассмотрение жалоб со стороны физических лиц. Таким образом, жалобу смогут подавать только юридические лица и неопределенный круг потребителей.
Вводится понятие «картель покупателей», таковым могут быть признаны субъекты, торгующие на одном товарном рынке. В этом случае сделки между ними становятся запрещены.
Расширяются функции институтов предупреждения УФАС. Так появилась возможность предостережения для органов исполнительной власти. Теперь, в случае совершения нарушения таковыми действием либо бездействием, прежде чем возбудить дело УФАС будет обязано направить предупреждение. Также увеличилась максимальная сумма штрафа для хозяйствующих субъектов и должностных лиц до 50 тысяч рублей, кроме того ужесточилась мера наказания за повторное нарушение - за это им грозит дисквалификация, а не штраф, как было ранее.
Александр Груничев высказал мнение, что введение института предупреждение позволяет бизнесу оперативно устранять нарушения без возбуждения дела. УФАС, таким образом, работает только со злостными нарушителями, что сокращает судебную нагрузку.