Это первый проект в Татарстане, в рамках которого на базе средних общеобразовательных школ с инклюзивным образованием будет проводиться курс занятий по адаптивной физкультуре, спортивной гимнастике, айкидо, баскетболу. На базе Казанского ипподрома будут проходить занятия по конному спорту.
В своей работе с детьми с расстройством аутистического спектра специалисты будут применять прикладной анализ поведения (АВА). Инициатором проекта является центр социальной поддержки АНО «Школа для всех».
Проект «Адаптивный спорт в инклюзии» стал победителем грантового конкурса «Энергия добра» благотворительного фонда «Татнефть» и будет реализовываться при поддержке фонда до ноября 2025 года. Цель проекта - создание среды для занятий адаптивной физкультурой и спортом детей с РАС и их нормотипичных сверстников.
Существуют научно обоснованные исследования, доказывающие, что обучение и воспитание детей с аутизмом вместе со сверстниками является эффективным средством повышения уровня социального взаимодействия с окружающими.
- Люди с аутизмом часто имеют сопутствующие состояния, включая депрессию, тревожность и синдром дефицита внимания с гиперактивностью, а также расстройство сна и неадекватное поведение в глазах окружающих. Беспрерывный присмотр за ребенком приводит к эмоциональному выгоранию родителей. Кроме того, многим родителям не по карману водить детей на занятия в спортивные секции. А зачастую они просто не знают, где есть адаптированные секции под определенный вид спорта. С этой проблемой я столкнулась сама как мама ребенка с особенностями развития. Как показывает мой опыт исканий, мало найти секцию, важно найти опытного тренера. Мало найти тренера, применяющего прикладной анализ поведения, важно найти тренера, который понимает наших детей и может сохранять мотивацию ребенка посещать секцию. А с мотивацией как раз и плохо у особенных детей. Поэтому в нашем проекте участвует педагог-психолог, руководитель школы реабилитации и абилитации детей с РАС «Антарктида», инструктор Федерального альянса буджитсу России, инструктор Союза боевых искусств РТ, руководитель школы айкидо и джиу-джитсу «Восток», инструктор Федерации подводного спорта РТ Сергей Салеев, - рассказала директор АНО «Школа для всех» Лия Гильмутдинова.
Сергей Салеев в Татарстане достаточно известная личность, особенно в кругах родительского сообщества. Он разработал собственную систему физических упражнений на основе айкидо. Дело в том, что айкидо как современный вид японского боевого искусства не вполне обычный спорт: он дает выход эмоциям и физической энергии.
- Конечно, айкидо не панацея. Эта система нам подошла, потому что в ней нет соревновательного процесса: она учит ребят контактировать друг с другом, не причиняя вреда. В основе занятий лежат физические и дыхательные методики, применяемые для психокоррекции детей с РАС. Сочетаем приятные для аутистов элементы предсказуемости, алгоритмизации, коммуникационные задачи, связанные с взаимодействием с другими детьми. Для многих ребят боевые искусства - отличный способ не только найти себя, но и стать физически крепче и повысить свою самооценку. Чтобы вы понимали, как проявляется аутизм во время таких тренировок, приведу пример. Когда за 45 минут занятий я беру у ребенка хотя бы три минуты внимания, для начала уже хорошо. Моя задача - сделать так, чтобы это время постепенно увеличивалось, - пояснил Сергей Салеев.
Под крылом проекта две казанские школы с детьми с РАС: №1 и 51 с общим количеством детей с РАС 67 человек. При этом в школе №1 педагоги давно ведут ЛФК и занятия тхэквондо. Но и инклюзия здесь реализовывается с 2017 года. Ребята активно участвуют в соревнованиях и побеждают наравне с нормотипичными сверстниками. В новом учебном году перечень секций пополнится баскетболом и конным спортом. 51-я школа опыт адаптированного спорта в инклюзии приобретет впервые. Учителя физкультуры с многолетним стажем работы Михаил Антонов и Александр Федоров с энтузиазмом осваивают основы прикладного анализа поведения. Помогать на занятиях им будут тьюторы.
Особенно отрадно, что занятия по баскетболу будет вести мама особенного учащегося 51-й школы Наталья Лукманова. Она имеет сертификат о прохождении обучения в Национальной академии дополнительного профессионального образования по программе «Специальное дефектологическое образование».
- Баскетбол - это очень активная, а главное, командная игра. Так как такие дети по своей природе одиночки, это путь к социализации через игру, а также коммуникация между детьми, - поделилась своим мнением Наталья Лукманова.
Перед началом занятий в июне педагоги прошли обучение по основам прикладного анализа поведения в работе с детьми с РАС, профилактике эмоционального выгорания, работе над нежелательным поведением. Спикерами выступили специалисты Центра проблем аутизма (Москва).
В следующем году этими знаниями и опытом на вебинарах уже обученные педагоги поделятся с коллегами из Набережных Челнов, Альметьевска, Заинска, Елабуги, Бавлов, Бугульмы. Онлайн-семинары помогут распространить опыт проведения адаптивных спортфизкультзанятий для детей с РАС и их нормотипичных сверстников среди заинтересованных преподавателей физкультуры районных школ.
Материал подготовлен
пресс-службой
АНО «Школа для всех»