О многочасовых очередях на паромной переправе через Каму татарстанцы могут только вспоминать. Тогда, более десяти лет назад, водители в ожидании парома простаивали часами и даже сутками, а зимой, проезжая по льду, порой рисковали жизнью. Все это закончилось в 2002 году, когда был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс моста. Сразу же после этого началось строительство второй очереди, но из-за недостатка финансирования работы растянулись. В этом году строительство объекта наконец завершилось.
На строительство всего перехода протяженностью 14 километров потрачено около 8,7 миллиарда рублей из федерального и республиканского бюджетов. Дорога включает в себя мост через Каму протяженностью 1,6 километра, мосты через Архаровку (549,9 метра) и Курлянку (69,8 метра), а также эстакаду и транспортную развязку. Открытие второй очереди мостового перехода - введение еще двух полос - увеличит пропускную способность с 15 тысяч машин до 26. Самое важное, что дорога соединила 16 районов республики, а по этому мосту можно добраться и до других регионов страны.
- Первый пусковой комплекс был покрыт щебеночно-мастичным асфальтобетоном. За 14 лет потребовался лишь небольшой ямочный ремонт, поэтому и вторая очередь моста покрыта им же. Минимум 5 лет он не потребует даже ямочного ремонта. Кроме того, из-за большой протяженности моста было сделано два судоходных пролета по 150 метров. Хочу отметить, что если пролеты свыше 100 метров, то мост можно считать уникальным, - объяснил заместитель начальника управления по строительству и реконструкции мостовых сооружений ГКУ «Главтатдортранс» Георгий Ахмеров.
Строители также уверяют, что гарантия на мост - 100 лет.
- Сто лет все равно никто не живет, поэтому можно дать и такую гарантию, - пошутил председатель совета директоров ОАО «Каздорстрой» Равиль Гарипов.
Между тем до открытия моста оставались считанные минуты. Вокруг сцены собрались строители объекта. Своего звездного часа ждали и мужчины в спецодежде. Нет, они не собирались рассказывать о ходе строительства. Вместо этого они организовали барабанное шоу. Под барабанную дробь прошли к мосту и высокие гости.
- Спасибо всем тем рабочим, благодаря которым построен этот мост. По большому счету это изделие made in Tatarstan - все сделано у нас, и все сделано руками татарстанцев, - сказал Президент Татарстана Рустам Минниханов. - Спасибо председателю правительства РФ и министру транспорта РФ. Раньше республика была поделена на две части. Это стратегический объект не только для Татарстана, но и для всей страны. Это самый кратчайший путь, а также перемычка между трассами М-5 и М-7.
Подобные мосты, разумеется, строятся нечасто. В этом году планируется открытие 9 объектов такого класса. Среди них мостовые переходы в Уфе, Великом Новгороде и Санкт-Петербурге.
- Открытие моста - достойный подарок в День республики. Этот объект входит в трассу международного коридора Европа - Западный Китай. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что мост не только связывает районы республики, но и дает хорошие перспективы для развития страны. Стоит отметить высокое качество дорог в республике в целом. Оно на четверть лучше, чем в других регионах страны. Нельзя сказать, что все уже сделано, но динамика хорошая, - прокомментировал министр транспорта РФ Максим Соколов.
Среди приоритетных проектов для республики, как отметил Рустам Минниханов, строительство ВСМ и завершение работ по обустройству Свияжского мультимодального центра.