В заводском музее он навсегда остался 20-летним

Студенты казанских авиационных техникума и института частые гости музея истории КМПО.

news_top_970_100

- Молодежь здесь учится и заряжается, - говорит заведующий музеем Григорий Жмурченко. – Особенно когда узнает, как мощно работали заводчане в годы Великой Отечественной войны. И какие самоотверженные это были люди!

Мое внимание привлек портрет юноши.

- Может, тут ошибка? – удивилась я, глядя на годы жизни молодого человека на фото. – Он что, прожил всего 20 лет?

- Нет, все верно... - вздыхает Григорий Иванович. – Это Виктор Сажинов, Герой Советского Союза. Подростком пришел в литейный цех. А в январе 1943 года 18-летним добровольцем ушел на фронт. 10 апреля 1945 года ему присвоили звание Героя. Он не дожил до Победы 16 дней! Его жизнь оборвала вражеская автоматная очередь.

На фронтах сражались многие заводчане. 270 руководителей, инженеров и рабочих награждены орденами и медалями Указом Президиума Верховного Совета СССР. Шесть стали Героями Соцтруда, а двое особенно отличившихся – Виктор Александрович Сажинов и Михаил Петрович Мизинов – Героями Советского Союза.

О суровых годах войны здесь рассказывает экспозиция огромных моторов для самолетов, а также портреты лучших моторостроителей. Вот Макар Лукин, организатор авиапромышленности СССР, Герой Соцтруда, генерал-майор инженерно-авиационной службы, директор 16-го завода - так когда-то называлось КМПО. Благодаря ему впервые в советском моторостроительстве появился конвейер, с которого каждые 50 минут сходил собранный двигатель. А вот портреты и списки тех, кто пострадал от репрессий.

- Неужели подозрение падало даже на тех, от кого на заводе зависело практически все? – остановилась я у портрета Генерального конструктора Сергея Королева. Выдающийся советский ученый, главный конструктор первых ракет-носителей, пилотируемых космических кораблей, академик АН СССР, дважды Герой Соцтруда прибыл в Казань «врагом народа» и трудился в строго охраняемом конструкторском бюро.

Под его руководством был запущен первый в мире искусственный спутник Земли и выведен на орбиту первый в мире космический корабль с человеком на борту – Юрием Гагариным. Работал Королев вместе с Валентином Глушко - талантливым инженером и крупным советским ученым в области ракетно-космической техники, основоположником отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.

Еще посетителям музея рассказывают, что КМПО ведет свою историю с 1931 года – с воронежского завода №16. В 1941 году Казань приняла эвакуированное предприятие вместе с семьями сотрудников и оборудованием. Всю войну казанский завод выпускал моторы ВК-105 различных модификаций, которые устанавливались на истребителях Яковлева и пикирующих бомбардировщиках Пе-2. 19 раз за выдающиеся производственные показатели заводу вручали переходящее Красное Знамя Госкомитета обороны, которое передано заводу на вечное хранение. Его выносят по особым случаям. Как напоминание о тех, кто ради Победы отдавал все свои силы заводу.

news_right_column_240_400