Вахитовский район ищет инвесторов, способных сделать его еще краше

Центр мегаполиса – это визитная карточка Казани и город в городе. О проблемах сердца столицы РТ, основных болевых точках и прогнозах на будущее Вахитовского района журналистам «КВ» рассказал в минувшую пятницу наш очередной гость – глава администрации Вахитовского района Казани Руслан Шакиров.

news_top_970_100

Главе администрации Вахитовского района Руслану Робертовичу Шакирову 36 лет. У него два высших образования: Казанский медуниверситет и филиал Московского университета потребкооперации. Владеет татарским и английским языками. Работал в РКБ РТ, комитете по экономике и прогнозированию администрации Казани, замглавы администрации Камско-Устьинского района. Возглавлял комитет по экономике и промышленности администрации Казани. С декабря 2005 года - глава администрации Вахитовского района города. Кандидат экономических наук. Женат, имеет двух сыновей. Увлекается туризмом.

Жилье

- Центр Казани бросается в глаза сильно изношенным жилым фондом. Есть дома настолько старые, что давно пора их снести, но там живут люди. Почему они не попали в программу ликвидации ветхого жилья?

- Программа ликвидации ветхого жилья для района была в хорошем смысле слова революцией. Но отдельные моменты, которые остались, требуют разрешения. Ветхий жилой фонд – действительно очень острая тема для района. 14% домов - постройки старше 80 лет. Правда, они находятся в разном состоянии. Где-то благодаря стараниям собственников здания и их инженерные системы в приличном состоянии. Но где-то дома запущены. Крыши текут, потолки обвалились, вы об этом не раз писали. Причин, почему они не попали в программу ликвидации, несколько. К примеру, некоторые собственники наотрез отказывались переезжать в другой район. И тогда их дом выпадал из программы, хотя первоначально был в ней. К этому обязывает законодательство. Или вот другой случай. Общежитие швейной фабрики на улице Московской. Дом аварийный, но в программу ликвидации он не попал, хотя все соседние дома были отселены. Почему? Потому что дом в то время числился за комбинатом, а не за муниципалитетом. В начале двухтысячных годов все подобные общежития были переданы городу и получили статус жилых домов. Сейчас бывшее общежитие также числится жилым домом, но программа ликвидации завершена.

Сгоревшее общежитие на Кави Наджми, дом на Коротченко (бывшие соболевские номера) постигла та же участь. Но, возможно, проблема с расселением ветхих домов будет решена. Мы неоднократно выходили с инициативой, которая была услышана, и на сегодняшний день Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РТ сформирован перечень объектов жилого фонда, где проведение капремонта нецелесообразно. Если этот проект получит финансирование от Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, а такие заверения есть, то тогда и жители дома на Коротченко и им подобные переселятся в лучшее жилье.

- Откуда возьмутся средства?

- Из фонда реформирования ЖКХ, где есть нераспределенный остаток средств. Татарстан – передовой регион по осваиванию средств на капремонт. Трехлетнюю программу завершили за два года. Нынче республика приступила к пилотному проекту капитального ремонта жилья. Сколько домов попадет в эту программу, сейчас сказать не могу. Но нами заявлены все ветхие дома района - больше 120 объектов. Из них реально и остро нуждаются процентов 40.

Пожары

- Еще одна тревожная особенность района – частые пожары. Как помогает администрация людям, чьи дома сгорели, как на улице Кави Наджми?

- К сожалению, пожары в нашем районе - явление частое. Проблемы погорельцев мы решаем индивидуально. В каждом случае стараемся находить свое решение. В случае с бывшим общежитием качаловского театра, когда на улице в одночасье остались свыше 40 семей, нам помогли город и все районы Казани. Деньги и вещи собирали предприятия и горожане. Жилье, пусть и временное (комнаты в семейных общежитиях, коммунальных квартирах), нашли в соседних районах. Хотя формально по закону мы могли просто поставить погорельцев в льготную очередь. По городу в ней стоит более ста семей, в районе таких 5. Очередь двигается очень медленно, а где людям жить в это время?

Со знаком плюс

- У Вахитовского района есть своя положительная особенность – хороший инвестиционный климат.

- Действительно, земля в центре недешевая. У нас самый дорогой квадратный метр жилья и самая высокая концентрация бизнеса. Правда, вмешался кризис. Но он не остановил, а всего лишь приостановил активность инвесторов. К слову, они помогают нам решать проблему с ветхими домами. Когда есть интерес к какому-то конкретному земельному участку, есть потенциальный застройщик, мы только за реализацию этого проекта. Таким инвесторам у нас зеленый свет. Они решают важные задачи города и района.

- Каково основное направление инвесторов?

- Учитывая нынешнее развитие экономики района, это жилищное строительство.

- Еще одна особенность вашего района со знаком плюс. Помимо концентрации ветхого жилья, в Вахитовском большое количество элитных домов. С ними возникают проблемы?

- Общая проблема как для старых, так и для элитных строений – высокая плотность застройки, ее точечность. В итоге острый дефицит парковок, карманов для транспорта, недостаток детских садов, школ, определенная бессистемность инфраструктуры.

Транспорт

- Но проблема парковок глобальная. Она типична для всего города…

- Да, но сконцентрирована у нас. Учитывая, что ежедневный транзитный транспортный и людской поток проходит через Вахитовский район, он втрое превышает численность жителей района. И вот здесь городские проблемы – узкие дороги, заставленные припаркованными где попало автомобилями, проявляются особенно остро.

- В свое время продвигался проект, согласно которому хотели отдать улицу Московскую москвичам, чтобы они привели в порядок улицу-тезку, отреставрировали там дома, построили дороги и прочее. Почему эта идея не воплотилась в жизнь?

- Время показало, что она утопическая.

- А перенос железнодорожного вокзала реалистичен?

- Этот проект более жизнеспособный, потому что за ним стоит серьезный партнер – Желдорипотека. Это оператор, который управляет всем имуществом ОАО «РЖД». Проект по переносу вокзала на северный путь рассматривается серьезнейшим образом: строительство нового вокзала, вынос железнодорожного хозяйства и застройка не только территории самого вокзала, но и двух кварталов. Для города он интересен тем, что инфраструктура этого района (а он огромен) получит развитие. Столица освободится от железнодорожной ветки, от которой задыхается, появится выход на набережную Волги, новой жизнью заживет Старо-Татарская слобода, развитие которой пока, увы, дальше слов не идет.

- Что для этого нужно?

- Нормальный инвестор, способный создать положительную инвестиционную среду. Городу и району пока удаются только точечные изменения. К примеру, отреставрировали мечеть «Марджани», дом Апанаевых, но этого мало. Ни один городской бюджет не сможет вдохнуть жизнь в Старо-Татарскую слободу. Нужны такие инвесторы, которых бы не рынки интересовали, а возрождение былой красоты этой части города, сохранение его облика, архитектурной среды. Она может стать магнитом, способным привлечь туристов, гостей города, развить сферы услуг.

- Когда планируется завершить перенос вокзала?

- Проект этот не одномоментный, многоступенчатый, но к Универсиаде-2013 новый вокзал на Воровского должен функционировать. Уйдет железнодорожный вокзал с прежнего места, вместе с ним уйдут рынки, начнется совсем иное развитие этой территории.

Главная проблема

- Что принесет Универсиада

- Если говорить о спортивных объектах, то их у нас построят два – комплексы строительной академии и Казанского гуманитарно-педагогического университета. Но нужно говорить и об иной выгоде. За счет Универсиады Вахитовский район получит транспортные развязки – Большое и Малое транспортные кольца, радиальные магистрали, которые разгрузят центр. Это и строительство перехваточных парковок, достройка метрополитена. И конечно, улучшение инвестиционного климата. Казань, Универсиада – это уже бренд. Поэтому к нам все чаще заходят инвесторы. Если в других городах-миллионниках полный штиль, то у нас рынок оживает. Удачных для района примеров инвестиционных проектов масса. Отселение жилья – один из них. К примеру, застройка Нестеровского оврага. На сегодня там отселены старые частные дома.

- Кроме одного. Нам звонила многодетная мама, которая осталась там одна...

- Повторяю, расселили всех, но на первом этапе. Случай, про который вы говорите, - самовольная застройка. В середине прошлого века в городе это была повсеместная практика. Тут винить некого. Таким образом хаотично, без подъездных путей застраивались все овраги, пустыри. А сейчас люди требуют жилье. И мы решаем их проблемы. Первый этап расселения прошел, включая проблемы самовольных застроек. Их жители получили другое жилье. Опуская все юридические коллизии, которые мешали доселе нам и жителям, самовольно построившим дома, скажу, что инвесторы под наше честное слово купили на свои средства жилье этим людям. Почему вам позвонила эта женщина? Ее соседи недавно переехали, вот она и заволновалась. Уверяю, ее семья тоже уедет из Нестеровского оврага, пусть только наберется терпения.

- Наши читатели спрашивают: вернутся ли в парк им. Горького карусели?

- Есть такое предложение, и даже нашелся инвестор. Сейчас ведутся активные переговоры, в какой форме будут изменения, рассматриваем предложения инвестора, вносим пожелания горожан. Перемены нужно производить бережно. Один раз мы жестко поступили с этим парком. Второго вмешательства он не выдержит.

news_right_column_240_400