Валентина Толкунова: встречи у Раифского озера

Во время своих концертов в Казани недавно ушедшая от нас народная певица Валентина Толкунова старалась спланировать свое гастрольное время так, чтобы обязательно посетить Раифский монастырь. В обители на берегу тихого озера она обретала то утешение души, которого в вечной суете будней не хватает каждому из нас. Улыбчивая, радостная и светлая – такой здесь запомнили великую русскую певицу.

news_top_970_100

Матушка Анастасия: «Она готовила диск с православными песнями»

- В один из ее визитов в Раифу Валентина Толкунова осталась ночевать в монастыре, - рассказывает матушка Анастасия, в то время попечительница детского приюта обители. - Тем зимним вечером Валентина Васильевна отправилась навестить ребят в детском корпусе. И тут пошел крупный-крупный снег. Представьте: сверкает огнями громадная рождественская ель возле источника, небо искрит звездами, красота – не описать словами! Вижу - идет она, возвращаясь от ребятишек. Идет посреди этой новогодней сказки. И так мне вдруг радостно стало на душе, будто знаю ее всю жизнь! Шагаю навстречу и от избытка чувств вдруг начинаю петь: «Вдо-оль по улице метелица мете-ет...» Валентина широко улыбается, тут же подхватывает песню, мы крепко обнимаемся и кружимся под хлопьями снега.

Утром, - продолжает рассказ мать Анастасия, - Валентина Васильевна пришла на литургию, причастилась. Во время общих песнопений ее голос не выделялся на фоне хора. Но когда в храме запели «Отче наш», диакон, видимо, задал неверный тон прихожанам и, поправляя мелодику, зазвучал сильный голос певицы: «Верую…» Смотрю, отец Кирилл даже выскочил из алтаря от удивления: кто там так красиво поет? После ее отъезда мы стали переписываться и раз в два-три месяца созваниваться. В конце августа прошлого года состоялся наш последний разговор. Валентина рассказала, что готовит альбом с православными песнями. Тут же пропела мне их минут 15, завершив словами: «Я вам этот диск обязательно пришлю». Позднее я увидела странный сон. Будто приезжает Валентина Васильевна к нам в монастырь в сопровождении каких-то женщин. Я возле нашего детского корпуса машу ей: «Сейчас, через пять минут освобожусь!» Но когда через пять минут принялась искать ее, то нигде не нашла. Две женщины увели ее куда-то. И так мне неспокойно на душе стало. Потом мы узнали об обострении болезни певицы.

Когда Валентина Васильевна приезжала в монастырь, больше всего времени она проводила в беседах со своим духовным наставником - старейшим монахом обители, схиигуменом Сергием.

Схиигумен Сергий: «Сочетание культуры и веры породило великую женщину»

- Когда я узнал о смерти Валентины Толкуновой, то сразу же в то утро отслужил панихиду в ее память, - рассказывает схиигумен Сергий. – На следующий день мне позвонили из редакции Первого телеканала и пригласили в Москву на вечер, посвященный памяти Валентины Васильевны. В тот день я себя плохо чувствовал, да и возраст - мне 86 лет - дает о себе знать. Так что, к сожалению, не смог воспользоваться предложением и прилететь самолетом в Москву. Валентина Толкунова была для меня человеком, близким по духу. Как это ни странно покажется на первый взгляд: артистка полуэстрадного направления и монах. Дело в том, что я когда-то закончил музыкальную школу. И всегда очень любил музыку, отдавая предпочтение классическим русским композиторам. Таким как Рахманинов и Мусоргский. Особенно ценю народные песни и песни, созданные в советское время, в том числе и Дунаевским. Общий взгляд на это музыкальное наследие и объединил нас с Валентиной Васильевной.

- Ее, конечно, узнавали посетители Раифского монастыря?

- Да, гости Раифы порой удивлялись нежданной встрече. Часто вопрос звучал примерно так: «А это действительно… вы? Та самая?» «Да, та самая», - смеялась в ответ Валентина Васильевна. «Зачем вы приехали в монастырь?» «За чем вы приезжали, за тем и я», - отвечала певица. Когда она гуляла по территории монастыря, никакой гордости звезды, никакого зазнайства не было. Шла обычная женщина, разве что обязательно с радостной улыбкой. Большинство людей ее узнавало. Она всем приветливо отвечала и чувствовала себя как дома. Стиль ее общения был одинаковым для всех.

- Толкунова рассказывала, почему ее нет в концертах на телевидении?

- «Вы старомодны», - отвечали ей на этот вопрос. «Ну, Валентина Васильевна, пора переходить на современные ритмы, более модные аранжировки и современные тексты. Все ваши песни нынче неформат», - советовали Толкуновой руководители музыкальных программ TV. Однако она твердо решила не изменять своим взглядам на русскую песню: «Буду такая, какая есть! Ведь я всегда нахожу людей, которые радуются моему пению. Вижу, с каким вниманием меня слушают на концертах, как просят петь еще и еще».

О современной эстраде Толкунова отзывалась так: «Мало музыки, мало искренних чувств, а направление, грубо говоря, – ниже пояса».

- Она гастролировала до последнего. Как вы думаете, зачем? Материальные затруднения?

- Не думаю, что материальная сторона играла существенную роль. В последние годы были случаи, когда певицу обманывали на гастролях и не платили за выступления вовсе. Однако она не помнила зла и очень любила своих слушателей. Мне доводилось бывать на ее концертах. Когда певица выходила на сцену, то внимательно разглядывала людей в зале. Ей было очень приятно, что люди пришли ее послушать. Значит, все они – ее друзья. Поэтому Толкунова повторяла: «Я буду петь до тех пор, пока смогу стоять на сцене». Так и получилось – слово в слово.

- Ваши долгие беседы с ней длились по нескольку часов. Бывало, и до полуночи. Что больше всего волновало певицу, в чем просила совета у монаха-старца?

- Проблемы с сыном. В тонкости их взаимоотношений вникать не будем. Можно лишь сказать, что сын рос и развивался не в соответствии с ее идеалами и доставлял довольно много беспокойства. Жизнь на колесах и концерты от Владивостока до Калининграда - таков удел популярного артиста. Результат - не хватает времени на воспитание детей. Вторая часть проблемы - обеспеченность. Достаток требует серьезного воспитания. Очень легко скатиться в сторону чистого потребительства и капризов. Поэтому певица очень переживала за судьбу сына.

- Иногда люди испытывают неловкость в общении со священником, пытаясь избежать панибратства или, наоборот, подобострастия к духовному сану. Когда вы познакомились с Толкуновой, чувствовалось такое с ее стороны?

- Нет, она всегда держалась очень открыто и просто. Валентина Васильевна была человеком верующим, но не обрядоверцем. Некоторые сейчас считают себя верующими, отдавая дань своеобразной моде. А ее искреннюю веру можно даже назвать немножко с детским уклоном. Она часто вспоминала, что в детстве мама ее научила детской песенке «Ангел мой». И на последних концертах всегда исполняла эту любимую мамину песню.

…В Раифском монастыре хранится оставленная Валентиной Толкуновой маленькая книжечка-синодик, где записаны имена ее родных и близких – здравствующих и ушедших, за которых в обители возносят молитвы. Теперь и ее собственное имя Валентина - на другой странице жизни великой русской певицы. А нам остались ее светлые песни и простая детская молитва: «Ангел мой, будь со мной, ты впереди, я за тобой»…

news_right_column_240_400