Россия сделала своих учителей самой бедной и униженной частью общества. Современная система образования перестала быть народной не только на бумаге. Школа все больше становится конвейером по выпуску неизвестно кого.
Хотя известно всем, что со школьным багажом нынче в вуз поступить невозможно - слишком велик разрыв между знаниями одиннадцатиклассников и требованиями на вступительных экзаменах в высших учебных заведениях. И этот разрыв с каждым годом увеличивается.
Главной причиной победы в Великой Отечественной войне (и невозможности в будущем победить Россию) эксперты ЦРУ называли нашу систему народного образования. Созданная еще в конце XIX века стараниями земских учителей, российская школа обеспечивала высокую эффективность обучения - от столицы до сибирской глубинки. В США, признавали сами американцы во времена холодной войны, такого качества обучения ни в платных, ни в муниципальных школах обеспечить не могли.
Все развитые страны делают огромные вложения в систему средней и высшей школы, понимая, что в XXI веке будет жизнеспособной лишь та социально-экономическая формация, которая сумеет удержаться на пике научно-технического прогресса. А нас, похоже, относит волной глобального информационного взрыва на обочину цивилизационных магистралей...
Вспоминаю свои школьные годы. Никто нас не заставлял учиться, отец даже не знал, в каком классе я учусь, а мать никогда не заглядывала в мой дневник. Зато я мог спокойно получать двойку по физике, а потом исправлять ее на пятерку, чтобы потом снова получить пару и исправить на «отл.» - и так пять раз подряд, пока физичка под смех одноклассников не возмутилась явно не случайной периодичностью.
Я сам знал, что мне читать, чем заниматься. Единственное, чему нас действительно научили в школе, - удивляться! Ведь мир огромен, изучать его - целой жизни не хватит. И мы спешили узнавать новое, гнались за знаниями. Впрочем, как потом оказалось, я учился не в совсем нормальном классе, где мальчики почему-то успевали по всем предметам лучше девочек. А наш двоечник Вова Дубасов самостоятельно, без блата и родительских денег, поступил в мединститут, куда не прошла по конкурсу наша круглая отличница...
Пятнадцать лет преподаю в театральном училище и могу свидетельствовать, насколько начитаннее и образованнее были студенты 80-х годов. Их кругозор был гораздо шире школьной программы, они интересовались литературными новинками, занимались самообразованием. Нынешние читают мало, знают еще меньше и, как следствие, ничего не хотят знать!
Это я не молодежь ругаю, поймите правильно. Если школьники не любят учиться, не имеют желания и навыков к самообразованию - это ведь не только их вина. Некому было за десять школьных лет им объяснить, что самое интересное в жизни - удивляться новому. Учителям, само собой, было некогда, они отрабатывали свои две-три ставки и жаловались друг другу в учительской на свои позорные зарплаты.