По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), за четверть века позиции наших сограждан в вопросах веры в приметы, предсказания, колдовство и прочие «чудеса» стали более определенными и сместились скорее в сторону скептицизма. Сильно пошатнулось доверие к лечению гипнозом - 22% против 41% в 2015 г. и 63% в 1990 г. Чаще россияне стали сомневаться в эффективности спиритических сеансов - 13% против 16% два года назад. Также уменьшилась вера в существование НЛО - 20% против 25% в 2015 г.
За последние два года резко снизилось число тех, кто верит в существование у отдельных людей способностей к колдовству и наведению порчи (с 48% в 2015 г. до 31% в 2019 г.). На фоне этого значительно увеличилась доля тех, кто не определился со своим мнением в данном вопросе (с 8% в 2015 г. до 22% в 2019 г.). При этом около трети россиян (31%) убеждены, что люди, обладающие колдовскими силами и способностями, существуют. Чаще всего такого мнения придерживаются женщины (36%).
Приметам в сравнении с 2015 г. (50%) и 2000 г. (57%) сегодня верят заметно меньше - 33%. Одновременно стало больше тех, кто не воспринимает их всерьез (с 42% в 2015 г. до 44% в 2019 г.) или затрудняется охарактеризовать свое отношение к ним (с 8% в 2015 г. до 23% в 2019 г.). Пошатнулась и вера граждан в астрологические прогнозы. Если два года назад она оставалась на уровне начала нулевых и декларировалась примерно третью опрошенных (33% в 2000 г. и 31% в 2015 г.), то сегодня эта доля уже наполовину меньше - 15%.
Стремительно растет число тех, кто не определился со своим отношением к паранормальным явлениям (27% против 7% в 2015 г.). Выросла доля неопределившихся с отношением к возможности лечения болезней биополем (31% против 12% в 2015 г.), а также число тех, у кого нет однозначного мнения о существовании возможности передавать и принимать мысли на расстоянии, перемещать предметы усилием мысли (25% против 8% в 2015 г. по каждому из указанных пунктов).
В инициативном всероссийском опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов.