Места, где с рук продавали различные вещи, были известны издревле. Из французского Cредневековья к нам пришло название «блошиный рынок», используемое и сейчас. Тогда города действительно кишели блохами. В нашей стране с послевоенных лет закрепилось название «толкучка». Хорошую одежду и обувь купить в магазинах было проблематично, покупали задорого на рынке. Места для продажи выделяли немного, а желающих приобрести нужные вещи было множество. Отсюда и «толкучка». Что касается названия «барахолка», то к последней четверти 20-го века оно совершенно не подходит. Торговали тогда модными вещами, нередко иностранного производства. В наши дни наиболее правильным будет название «вещевой рынок». В Казани один из таких рынков располагается в парке им. Карима Тинчурина. В преддверии Нового года решил и я влиться в ряды его посетителей.
Фото: Фарит Муратов
Работает этот рынок только по воскресеньям. Продавцы начинают раскладывать свой товар с самого утра и могут задержаться до вечера. А вот большая часть посетителей рынка приходит в первой половине дня и к часу уже расходится. Когда-то он начинался как книжный рынок. С него и начнем.
Библиофилы прежде всего ждут появления фургона, который базируется в начале рынка. Книги с него можно купить по совсем бросовой цене, от 20 рублей. Есть и дороже. Вот, к примеру, собрание сочинений Вальтера Скотта в восьми томах в очень хорошем состоянии нынче можно приобрести за 320 рублей, по 40 рублей за том. Это чуть дороже цены трамвайного билета. За ту же цену - 40 рублей за том - предлагают 15-томник Александра Дюма. Цены, как правило, не превышают 200 рублей за книгу. Тогда как в книжных магазинах сегодня цены только растут - от 500 - 600 рублей. Популярны диски с киноновинками. Кого история интересует, кого фантастика, кого детективы, кого мелодрамы. Цена в пределах 50 - 80 рублей. Недорого. Посмотрел - положил на полку. В следующее воскресенье приходят на рынок за новыми фильмами. Большой интерес к пластинкам. Тут цены колеблются от 100 рублей. Хотя пластинки популярных групп прошлых лет, чаще привезенные из-за границы, могут и 3 - 4 тысячи стоить. Значки, собирание которых было столь увлекательным в советские годы, сейчас популярностью не пользуются. Их на рынке много. Продавцы предлагают советские значки по 40 - 50 рублей.
Фото: Фарит Муратов
Рыночные отношения повысили интерес к нумизматике. Есть очень дорогие монеты. Так, за рубль 1924 года просят 10 тысяч рублей. Большой интерес к советским «именным» рублям, таким как «Карл Маркс», «Ломоносов», «Советско-болгарская дружба» и другим, а также к монетам, тираж которых был относительно небольшим. Открытки 50 - 80-х годов интересуют немногих, как и дореволюционные. А вот открыток довоенного периода и прошедших почту времен Великой Отечественной войны днем с огнем не сыскать.
Загадка, как и кем создается искусственный ажиотаж по отношению к некоторым вещам? Так, цена на обычную куклу производства 60-х годов поднялась до 20 тысяч. Видел такие цены и в казанских антикварных магазинах. А был ли спрос? Сегодня куклы выставляют тысячи по 2, а то и дешевле. Интересную игрушку и за 50 рублей купить можно. То же касается советских елочных игрушек. Еще лет 10 назад видел такие игрушки по цене от 200 рублей в московских антикварных магазинах. Год назад и на нашем вещевом рынке они стоили очень дорого. Сегодня их в продаже стало очень много, потому и цены упали. Шары можно приобрести за 50 рублей, остальные игрушки дороже.
Очень много на рынке в продаже наручных и карманных часов, в том числе и антиквариат. А вот секундомеров практически нет. Когда в часовой мастерской менял батарейку, увидел секундомер советского производства по цене 4 тысячи рублей. Дороги статуэтки и новые, и антикварные. Умельцы выставляют на продажу изделия из дерева, художники - свои картины. Вообще, чем только не торгуют. Самовары, старые телевизоры, ножи, топоры, кухонная посуда... Всего и не перечислишь.
Фото: Фарит Муратов
Рынок занимает большую часть парка. В центральной части реализуют значимые интересные вещи. А вдоль аллей торгуют бэушными вещами. Чего тут только нет: футболки, кофты, брюки, куртки, шапки, пальто, посуда, бижутерия, косметика. Качество товара низкое, но и цены соответствующие, от 50 рублей за штуку. Основные покупатели - гастарбайтеры и иностранные студенты. Кстати, иностуденты и сами привезенными из дома вещами торгуют. Хотя и в этих рядах можно найти что-то стоящее. Задешево идет советский хрусталь, а вот за мужскую норковую шапку просят 2 тысячи рублей. Говорят, некоторые продавцы оставляют дешевый товар в парке, что вызывает явное недовольство дворников.
Антагонизм между продавцами и покупателями существовал всегда. Одни хотят продать подороже, другие - купить подешевле. Сегодня дешево купить на вещевом рынке стоящую вещь крайне сложно, не то что в начале 90-х. Но вот парадокс. Порой новая красивая импортная вещь продается по цене, вдвое ниже магазинной. И это при том, что такую в магазине вообще не найдешь. Понятно, стоит она не 3 копейки. Покупатель, узнав цену, сначала мимо проходит, а затем возвращается и начинает торговаться, прося сбросить и так невысокую цену.
В наше время есть телепередача «Купи - продай». Телеведущий на рынках, торгуясь, покупает различные вещи, а потом называет цену, за которую он может их продать. Как правило, разница достигает от 5 тысяч до 20 тысяч. Но не все так просто. Покупателя-коллекционера еще нужно найти. Но что хочется отметить. Не зная истинной цены, не стоит за бесценок продавать старые вещи или их попросту выбрасывать. Сколько ценных вещей ушло на помойку! Наши граждане, переезжая из просторных старых квартир без удобств в малометражные хрущевки, выбрасывали дореволюционную мебель, считавшуюся устаревшей утварь. За бесценок уступали антиквариат. Сестра моей бабушки недорого продала в театр настоящего Айвазовского. Родители, когда отец получил квартиру, оставили дореволюционное трюмо. Прабабушка отдала мне, десятилетнему мальчишке, царские банкноты высокого номинала, а я поменял их на марки африканских государств. И такое в каждой семье встречалось.
Геннадий СОКОЛОВ