- Адресная сатира на главу государства - это свидетельство здоровья нации. Возьмите Америку. Какие бы сложности не переживали США, я за них спокоен: какие у них шутки про Буша! Я сам смотрел знаменитое шоу Либермана, где говорилось буквально следующее: «Сегодня сгорела библиотека Президента США. Самое страшное, что сгорели ОБЕ книжки президента. Причем одну он еще не успел раскрасить». И это в прайм-тайм на канале, который смотрит вся Америка! Может быть, Буш и хотел бы закрыть канал, но он никогда этого не сделает - ему просто не позволят.
А вот другой пример - Чаушеску. Стопроцентный рейтинг у своего народа, а потом народ взял и расстрелял его вместе с женой. Стопроцентный рейтинг и последующий расстрел без суда и следствия - это взаимосвязанные вещи. Это не мое мнение. Так устроена история.
- Говорят, каждый народ имеет то правительство, какое заслуживает...
- Как говорил Ежи Ленц, мечта раба - рынок, где можно купить себе хозяина. Вот мы сейчас на этом рынке. Мы - рабы, и стараемся выбрать барина получше да подобрее. А Европа выбирает не хозяина, а менеджера. Они скидываются и нанимают на свои деньги человека. И качество власти оценивается по конкретным показателям: по качеству жизни населения, уровню безопасности, здравоохранения, образования. И при этом важно, что чиновника в любой момент могут попросить вынуть руки из кармана и показать их народу: не прилипло ли к рукам чего? Если прилипло - выгоняют к чертовой матери и нанимают другого - более честного и порядочного. Все просто.
- Виктор Анатольевич, у вас не возникало желания пойти в политику?
- А я в прошлом году сходил на выборы в Госдуму России. За те два месяца предвыборной гонки узнал о себе все: начиная с того, что я сексуальный маньяк, и кончая тем, что изменник родины. На меня вылили столько помоев, но зато я теперь знаю изнутри, что такое политика в сегодняшней России, и рассказываю об этом в книге «Недодумец». Может быть, я шел на выборы, чтобы получить этот опыт.
- С Госдумой у вас не получилось, а вдруг - ну а вдруг? - вы станете Президентом России, каким тогда будет ваш первый указ?
- Во-первых, я стреляюсь. Стреляюсь, но промахиваюсь. И после этого складываю с себя все полномочия. Выбирая главу страны, мы выбираем не жену, не мужа, не любовницу и не любовника. Здесь кандидатура персональная не так важна, как направление, в котором она поведет общество. А вот направление мы должны выбрать сами.
Но у меня есть шикарная национальная идея, которая объединит абсолютно всех: ровные дороги, вежливые полицейские, работающие лифты, апельсиновый запах в туалете. Наши люди почему-то не связывают эти достижения с демократией, а это вещи взаимосвязанные. Опыт других стран показывает, что там, где есть независимый парламент и свобода слова, через непродолжительное время появляются ровные дороги, вежливые полицейские и все остальное. А любой другой путь ни к чему другому, кроме поножовщины, не приведет. Но мы в последнее время все-таки выходим из катастрофической азиатчины, и поэтому в историческом плане я настроен оптимистически.
Ольга ИВАНЫЧЕВА