Но в июле что-то случилось с этим маршрутом. Интервалы движения автобуса стали больше, ждать приходится дольше. В это утро на остановке простояла ровно 40 минут! В итоге на запланированную встречу опоздала на 20 минут.
На мой вопрос о причине задержки автобуса кондуктор устало ответила:
- Скоро вообще некому вас будет возить. Водители и кондукторы увольняются. За один день заявление об уходе написали 21 водитель и 9 кондукторов.
Вечером, возвращаясь домой с работы, расспрашиваю другого кондуктора и водителя. Те подтверждают информацию о массовых увольнениях. Кто-то недоволен зарплатой, кто-то жалуется на повышение плана, а некоторые устали от вечно недовольных пассажиров, которые, случись что, сразу жалуются в городской комитет по транспорту.
- Работа на автобусе тяжелая - рано встаешь, целый день на колесах, - говорит кондуктор Диана (здесь и далее имена изменены. - Р.М.). - План выполнить сложно, но стараешься. Тяжелее всего работать с людьми. И так непросто, а тут еще некоторые пассажиры цепляются по мелочам. Мы тоже живые, из крови и плоти, со своими заботами, проблемами. На работе стараешься быть вежливой и спокойной, но порой такой тип встретится, что никакие нервные клетки не выдерживают! И вот уже он звонит по всем известному телефону, жалуется, сообщает наши данные. Руководство реагирует на эти звонки, снимает с нас стружку и штрафует, лишает премии. Знаете, как обидно. Ведь чаще всего и вины твоей нет.
Ильгизар работает водителем автобуса 5 лет. До последних дней не жаловался на зарплату, не сетовал на трудности.
- Деньги легко не достаются, везде надо приложить усилия, - философски замечает он. - Но в последнее время что-то происходит. Пассажиры капризничают по поводу и без, руководство предприятия закручивает гайки. Чуть что, лишают премии, увольняют за нарушения. И попробуй объяснить, что пассажир упал в твоем салоне из-за того, что автобус подрезал лихач на легковушке. У меня был такой случай. Чтобы избежать удара, резко вывернул руль и дал по тормозам. Бабушка, которая в это время не держалась, упала. Лишили премии.
Конечно же, неприятно и обидно. Не спорю, водителей и кондукторов надо контролировать, но и «охота на ведьм» ничего хорошего не даст. Уволятся водители, кондукторы, кто же будет возить пассажиров?
В этом году в комитет по транспорту Казани от жителей столицы поступило 4 тысячи жалоб. За грубое обслуживание пассажиров и некачественную работу 9 водителей и 8 кондукторов, которые работали в различных АТП города, уволены. 290 водителей и кондукторов городских автобусов лишены премий, 213 получили выговоры.
Это правильно, что увольняют грубых нарушителей. Но ведь на место уволенных новые работники не сразу же находятся. Желающих прийти на такую тяжелую работу не так уж много.
Замдиректора по эксплуатации «ПАТП-4» Альберт Давлетшин напрочь отверг информацию о массовых увольнениях водителей и кондукторов с их предприятия и увеличении интервала движения.
- Да, текучка в АТП есть, но она была всегда, это обычное дело, сегодня уйдут трое, завтра придут четверо, - сказал Альберт Узбекович. - То, что уволился сразу 21 водитель, это неверная информация. Никаких изменений с планом и размером зарплаты нет. Действительно, на жалобы от пассажиров реагируем, но наказываем работников только после тщательного расследования.
Что на самом деле происходит в АТП города - это дело контролирующих органов. Возможно, настал момент, когда необходимо поговорить руководству со своими работниками, пригласить на эти собрания представителей комитета по транспорту.
Дыма без огня не бывает. Если назрел конфликт, значит, есть на то причины. Нельзя отрицать лихачество отдельных водителей, особенно, тех, которые приехали к нам на заработки из ближнего зарубежья. Порой от этих гонок у пассажиров постарше сердце в пятки уходит.
И кондукторы некоторые не отличаются хорошим воспитанием. Здесь, наоборот, с лучшей стороны себя показывают именно выходцы из ближнего зарубежья - вежливые, даже свое место предлагают бабушкам и мамам с детьми. Местные могут и крепким словцом ответить, но таких все меньше становится. В основном все стараются держать дистанцию и не реагировать на резкие замечания пассажиров.
Но, может, и нам, пассажирам, стоит взять себя в руки? До того, как сесть в автобус, приготовить деньги или проездной билет, чтобы не задерживать кондуктора. С вечера позаботиться о мелочи, если вы не пользуетесь банковской или транспортной картой, чтобы хозяйка автобуса не искала сдачу с пятитысячной купюры.
Мы в автобусе проезжаем несколько остановок, а кондуктор - 12 - 14 часов с небольшим перерывом на обед. Давайте будем друг к другу терпимее и снисходительнее. А не то и правда придется нам ходить пешком в отсутствие автобусов...