Война коснулась каждой нашей семьи

Трудно найти в Казани семью, которой не коснулась бы Великая Отечественная война. Корреспондент «КВ» убедился в этом, проводя опрос среди представителей старшего и молодого поколения казанцев.

news_top_970_100

Алсу Галимова, 18 лет, студентка:

- У меня дедушка вернулся с войны инвалидом. А бабушка в 16 лет рыла окопы. И хотя война до Казани не дошла, трудностей она очень много видела. Бабушке пришлось присматривать за больной матерью, которая тоже воевала. Война, во-первых, отняла у нее молодость. Во-вторых, здоровье.

Айгуль Камалова, 23 года, студентка:

- Моя бабушка Рая Камалова - ветеран тыла, где было не намного легче, чем на фронте. Работали, как она говорит, за «палочки», которые ставили каждый день за то, что приходил на работу. Бабушка очень часто вспоминала один момент - как на фронт уводили лошадей. Кобылиц отрывали от маленьких жеребят, обрекая их на гибель. Это ее самое яркое воспоминание о войне.

Ирина Николаева, 75 лет, педагог:

- Когда началась война, я была совсем маленькой. Отец ушел на фронт, откуда благополучно вернулся в 1945 году. Для меня это было самое сложное время. К нам в поселок Юдино тогда вагонами привозили детей, оставшихся без родителей. Все они были настолько истощены, что даже не могли ходить. Каждый день я и девочки моего возраста бегали к вагонам на станцию и кормили тех детей. Начинали с чайной ложки киселя, чтобы ребятишки могли привыкнуть к еде. Потом в нашем детском доме мы придумывали им фамилии - многие своих не помнили или не знали.

Алия Медведева, 62 года, воспитатель:

- Когда моего отца Петра Медведева забрали на фронт, у него уже был сын. Отец попал в немецкий концлагерь для военнопленных. В 1945 году, когда война закончилась, его отправили уже в советский концлагерь. К счастью, там он пробыл недолго – всего три года. Я родилась уже после войны, когда отец вернулся домой. Он часто рассказывал мне эту историю. Естественно, она оставила свой отпечаток как на здоровье папы, так и на жизни всей нашей семьи. У отца были серьезные проблемы с нервами.

Гульнара Губайдуллина, 88 лет, учитель:

- До сих пор вспоминаю тяжелые военные годы. Я тогда работала учителем в одной из местных школ. Продуктов в тылу совсем не было. Ели траву, картофельные очистки. Как-то мы с учениками пошли на огромное поле, где росло много лебеды. Собрали ее семена, перемололи их и сделали муку. Из этой муки испекли хлеб. Потом собрались со всеми ребятами и съели его. Каждому досталось по маленькому кусочку. И хотя хлеб из лебеды был горьким, нам казалось, что слаще мы никогда ничего не ели.

news_right_column_240_400