Как подчеркнул генеральный директор предприятия Сергей Ильин, добрая слава о зеленодольских кораблестроителях давно пересекла и границы Татарстана, и границы России. За 110 лет своего существования завод вырос от полукустарных судовых мастерских до современного высокотехнологичного производства речных и морских судов, а также уникальной техники для военно-морского флота.
В годы Великой Отечественной войны, например, тут выпустили 150 бронекатеров, или, как их метко прозвали на фронте, речных танков. Особенно они проявили себя при обороне Сталинграда. Сам Чуйков признал, что «без казанских «бычков» город удержать было бы невозможно».
Кроме того, как поведали ветераны завода имени А.М.Горького Зоя Степаньшина, Евгений Тиховнин, Константин Корсаков, Василий Фадеев и Николай Ефимов, а также заместитель генерального директора по социальным вопросам Владимир Суржко, в 1941 - 1945 годах в стенах завода произведено более 4 миллионов снарядов калибра 76 мм, 2786 пулеметов ДШК, 1760 корпусов для авиабомб, 605 зенитных турельных установок, 27780 пехотных лопат и много другой продукции, необходимой на войне. За всем этим стоит колоссальный, самоотверженный труд тысяч рабочих - патриотов своей Родины. А более двух тысяч заводчан в годы войны сражались с врагом на фронтах Великой Отечественной. Почти треть из них отдали жизни за свободу и независимость отчизны.
На круглом столе и руководители, и ветераны отметили, что многотысячный коллектив предприятия продолжает выпускать современную речную и морскую технику. Как поведал собравшимся заместитель генерального директора по стратегическому развитию и маркетингу Сергей Никонов, сегодня тут выполняют несколько заказов для министерства обороны, заложены два сухогруза «Русич», построен танкер по заказу Турции, ведется строительство большого сторожевого корабля «Дагестан» для Каспийской военной флотилии, развернуто уникальное производство в цехе титанового литья, из которого изготовляют детали для «Газпрома». Кроме того, здесь производят металлоконструкции для мостов, в том числе и для нового вантового моста через Казанку, который введут к 1000-летию столицы РТ.
Но, пожалуй, главной гордостью, с которой связывают свое будущее зеленодольские кораблестроители, является выпуск первого судна для скоростного пассажирского флота новой серии А-45. Оно идет на смену устаревшим «Метеорам», причем новые теплоходы имеют гораздо меньшую осадку, высокую скорость и новейшую водометную движительную систему, которой позавидуют ведущие корабелы мира. Кстати, презентация этого судна намечается уже в мае-июне 2005 года.
Владимир МУЗЫЧЕНКО.