Как в Казахстане накормили грачей, кто привез этот праздник в Семей и что случилось с подарком Актанышского района в материале корреспондента «Казанские ведомости».
Жители Семея решили приблизить весну, а заодно вспомнить о консолидирующем празднике, который имел для предков сакральное значение. Обряд «Карга Боткасы» пришел в жизнь татар из древности. Его истоки уходят в доисламсое язычество, как и многие культы. Земледельцы приступали к работе лишь в том случае, если прилетали грачи и приносили на своих крыльях весну, гласит мудрость из прошлого.
«Грачи прилетают, когда уже становится тепло, поэтому только вместе с ними люди начинали свои дела в огороде. Пока на полях пашут, а на огородах перекапывают землю, грачи ходят по почве и едят червей, вредителей собирают. Грачи прилетели, значит можно основательно заниматься землей», – рассказывает уроженец села Букур Алтайского края, а ныне семейчанин Хакимжан Мусульманов, который принял участие в празднике.
Почему именно грачи? Люди верили, что эти птицы, улетая осенью последними, уносили с собой дух земли, а прилетая первыми – возвращали его на своих крыльях, принося в придачу тепло и обновление.
Грачиная каша
Долгое время обряд «Карга боткасы», который дословно переводится как «Грачиная каша», был первой народной календарной датой и гарантией хорошего урожая в случае его щедрого празднования. Ведь люди задабривали не только птиц за «доставку» весны, но так же небо за солнечный свет и обильные дожди, и землю – за плодородие.
В советские годы обряд стал уходить в прошлое. Сельскохозяйственники ориентировались уже не на грачей – гарантом урожая стали поливочная система и спецтехника, трактора и комбайны, которые пахали землю и добывали из неё урожай.
Тем не менее, во многих селах Татарстана праздник остается актуальным. А в прошлом году обряд доехал и до Казахстана. Его привезла уроженка Казани Дилянур Ахунжанова, связавшая себя узами брака с семейчанином, и переехавшая в город на Иртыше. Пара стала возрождать национальные традиции, и отныне весну в Семее встречают еще и по-татарски.
«Моя мама родилась и выросла в деревне Большой Битаман Высокогорского района республики Татарстан. Будучи студенткой, она работала заведующей клубом и постоянно устраивала с детьми разные мероприятия. Рассказ о том, как она проводила обряд «Карга Боткасы» остался у меня в сердце: она выходила в поле с детьми, ставила варить кашу, проводила игры, кормила грачей, и обязательно с песнями и танцами.
Видимо, я так впечатлилась в детстве, что сама решила провести этот обряд. Сначала спрашивала у местных жителей, устраивали ли они о встречу весны, выяснила, что нет. В прошлом году на острове состоялся дебют – впервые в Семее прошел этот обряд. В этом году собралось больше людей. Я считаю, что этот праздник имеет не просто сакральный смысл, это еще и повод собраться семьями, познакомиться, поговорить и весело провести время», – рассказывает методист татарской школы искусств Семея Дилянур Ахунжанова
Встреча весны прошла на острове Бейбитшилик (Остров мира – первод с казахского). Областной татарский общественный центр, Ассоциация «Прииртышский союз татар и башкир «Хак» и Татарская школа искусств постарались воссоздать древнюю традицию, чем заметно впечатлили зрителей.
На татарском подворье
Действо началось с постановки обряда, который показали студенты Электротехнического колледжа. Ребята, среди которых казахи, русские и мариец, торжественно поприветствовали гостей на татарском языке, показали несколько резвых «па» в национальном стиле, продемонстрировали, как и из чего нужно варить кашу. А затем сцена перешла в полное владение детишек – учащиеся татарской школы искусств пели, танцевали, играли на баяне и радовали зрителей своей непосредственностью.
Вокруг сцены было организовано несколько площадок. Арт-зона собрала детей, которые фиксировали свои впечатления от праздника на импровизированных холстах. В игровой зоне малыши под пристальным вниманием подростков резвились в народные забавы. Активисты гимназии №1 имени Чернышевского провели с непоседами татарские народные и спортивные игры: аркан тарту – перетягивание каната, капшык йөгереш – бег в мешках, кисеп алу – слепая охота, күзбәйләү уены – жмурки.
Роль детей в обряде Карга боткасы неоценима. Согласно традиции, именно представители младшего поколени ходили по деревне и собирали ингредиенты для главного угощения праздника.
Одна из самых маленьких участниц встречи – 4-летняя Найля Мороз. Малышка пришла на праздник с мамой и принесла в корзинке угощения для участников и пернатого символа действа – грачей.
«Здорово, что такие древние обычаи возрождаются в нашем городе, а дети с детства могут увидеть и постараться понять глубину и мудрость татарских обычаев и обрядов. Из уважения к этому празднику мы постарались одеться так, как это делали татарские женщины. У Найли на голове белый платок, два конца выправлены вперед, волосы собраны. Длинная юбочка и, конечно, украшения. В этом татарки себя не ограничивали, – комментирует наряд дочери Юлия Мороз. – Образы мы изучали по интернету. Еще прочитали, что нужно приходить на праздник с гостинцами. После угощения грачей все садятся за общий стол, едят, разговаривают, а в конце могут унести с собой в корзинке угощение. Для нас большая радость посмотреть и приобщиться к новому празднику».
Место проведения обряда «Карга Боткасы» – татарское подворье, которое подарил семейчанам Актанышский район Республики Татарстан во время масштабного международного Сабантуя, который прошел в Семее 10 сентября 2022 года с участием представителей разных городов Казахстана и Российской Федерации. Такой необычны презент был преподнесен за особое гостеприимство и в честь образования новой области Абай, административным центром которой и стал Семей.
Это подворье становится настоящей Меккой для татарской общины Семея. Здесь проводят праздники, субботники, а в ближайшее время пройдет и долгожданный ежегодный сабантуй. Организаторы шутят, что отныне обряд «Карга боткасы» будет традиционной встречей весны и репетицией праздника плуга.
Пшено, молоко, масло и саженцы
В день обряда представители старшего поколения высадили вдоль дорожки саженцы пирамидальных тополей и сирень.
«С утра выкопал несколько саженцев в своем питомнике и привез сюда, чтобы высадить. В планах – облагородить все дорожки на этом подворье, – делится планами предприниматель Рафаил Хазипов. – Татарстан подарил нам подворье и мы гордимся этим, чувствуем сопричастность к общему делу. Будем стараться сделать из него музей под открытым небом. Когда артисты из Актанышского района украшали все постройки, мы сфотографировали и оставили себе на память. В будущем хотим воспроизвести эту обстановку, чтобы показывать, как был устроен быт татар. Надеемся, через несколько лет здесь вырастет этногородок, а татарское подворье станет началом в этом благом деле».
В день зазывания весны на подворье варилась не только каша для грачей, которую готовили из пшена, молока и масла. Джалиль Ахунжанов, руководитель областного татарского культурного центра, решил угостить всех еще и гречневой кашей с утятиной. Во время обряда «заведовать кухней» у казана должна взрослая женщина. Поэтому к шеф-повару присоединилась жительница Семея, активистка Надия Вахитова.
Если провести аналогию между обрядом «Карга Боткасы» и казахским праздником Наурыз, то грачиная каша – это не что иное, как Наурыз-коже на татарский лад.
Грачиная каша получилась наваристой, густой и ароматной. Дети по традиции накормили грачей, зазывая стишками их к себе на все лето. А затем уже двумя видами каш угостились все гости и участники праздника.