- Глеб Шамилевич, Единый расчетный центр - структура, которая призвана навести порядок в расчетах населения за жилищно-коммунальные услуги. Похоже, эта попытка мэрии Казани достаточно успешна: мы помним, что зимой Президент России Владимир Путин по достоинству оценил ЕРЦ во время посещения и назвал его достаточно удачным примером...
- Деятельность ЕРЦ направлена на реализацию задач исполкома Казани по улучшению ситуации в жилищно-коммунальном комплексе. Это позволило на начальном этапе систематизировать и сделать более открытыми финансовые потоки, сделать упор на видимые изменения, которые воспринимаются непосредственно каждым жителем города, а также улучшить качество самого обслуживания. К слову, на протяжении года реконструировано (либо находится в стадии реконструкции) около 20 территориальных отделений из 44, которые были получены в наше ведение. Речь идет о кардинальном изменении внешнего облика, создании собственного стиля, который был бы узнаваем населением. Нами реализован принцип шаговой доступности по территориальному признаку. В отделениях осуществляется прием жителей по всем видам услуг: вопросам, связанным с пропиской-выпиской, т. е. регистрацией, с начислениями, получением выписок из финансово-лицевого счета, по приему заявлений на приватизацию жилья.
- За год, который существует ЕРЦ, жители города смогли оценить изменения, забыли о многочасовых очередях, дозированном приеме и прочих негативных моментах. В то же время многие жалуются, что, приходя в филиал ЕРЦ - бывшее ЖЭУ, они не могут вызвать слесаря. Им говорят: «Вы обратились не по адресу». В связи с этим делается ли что-нибудь для обеспечения комфорта жителям?
- В части непосредственного оказания той или иной услуги, т. е. вызова слесаря или электрика, эти полномочия по действующему законодательству сейчас у управляющих компаний. Но по заданию мэра города мы начали внедрять в качестве эксперимента претензионный порядок по факту недопоставки какой-либо услуги на примере Советского района. В данном случае ведется работа по созданию городской диспетчерской службы с использованием уже существующей системы «063». В такую службу жители могли бы обращаться по принципу «одного окна» по финансовым вопросам, вопросам, связанным с нашей текущей деятельностью, вопросам функционирования самого жилищного хозяйства и дома. Такое новшество намереваемся внедрить в течение этого года и создать диспетчерские на базе территориальных отделений ЕРЦ, куда жители могли бы обращаться помимо своих управляющих компаний. Мы можем взять на себя функции ведения диспетчеризации и перенаправления звонков на управляющие компании в достаточно оперативном режиме. Этот вопрос находится сейчас в проработке.
- Есть мнение, что ЕРЦ совместно с поставщиками жилищно-коммунальных услуг устанавливают заведомо завышенные тарифы, поскольку появляется еще один посредник...
- Финансовые средства, на которые содержится ЕРЦ, изначально были заложены в систему и учитывались в ней десятилетиями. Мы функционируем за счет поставщиков услуг, которые заинтересованы в централизованном ведении абонентской службы, в работе с населением. У поставщиков услуг отпадает необходимость работать с каждым жителем в отдельности, выставлять ему свой счет, работать с собираемостью платежей, организовывать пункты приема платежей - все это реализуется через ЕРЦ. Подчеркну, на сегодняшний день наши услуги никаким образом не отражаются на тарифах. Фактически поставщики идут на уменьшение части своей прибыли в связи с тем, что это им выгодно, более обоснованно с финансовой точки зрения и в полной мере их устраивает.
- Могут ли ТСЖ обойтись собственными силами и не прибегать к услугам ЕРЦ?
- Сегодня в городе на общем рынке работает порядка 10 процентов УК и ТСЖ, которые обслуживают население самостоятельно, т. е. без участия ЕРЦ, таким образом, факты собственного обслуживания присутствуют. Насколько выгодны наши условия, статистика говорит сама за себя. А раз 90 процентов УК и ТСЖ обслуживаются у нас, то можно сделать неголословный вывод, что нами создано конкурентоспособное предложение. На данном рынке есть возможность определиться - работать самим или подключиться к системе ЕРЦ.
- Есть звонки, что в филиалах ЕРЦ при выписке требуют помимо оплаченных счетов-фактур предъявить и нового хозяина (!). На предмет отсутствия у него претензий к старым жильцам. Насколько законодательно регламентирован такой порядок?
- На сегодня таких регламентирующих документов не существует.
Возможно, это осталось от старой системы жилищно-коммунальных управлений, когда в одной структуре было сосредоточено начисление и ведение паспортно-регистрационной работы. У бывших ЖЭКов была заинтересованность влиять на жильцов: «мы не окажем вам определенную услугу, если у вас не погашена задолженность по квартплате» и т. д. Если такие факты имеют место, то это служит предметом отдельного разбирательства.
- Большое количество вопросов населения вызывает система распределения денежных средств за оплату жилищно-коммунальных услуг. Какие изменения произошли с созданием ЕРЦ?
- Денежные средства, собираемые с населения, распределяются в соответствии с теми пунктами, которые прописаны ими в строках счета-фактуры. По сей день в городе действует система учета недопоставки самими жителями - они вправе указать в счете-фактуре собственное мнение по поводу той или иной услуги - оплатить в отдельности или целиком по всему счету. Если житель не указывает, что он, скажем, оплачивает только за свет, а за вывоз мусора не оплачивает, то вся сумма распределяется в соответствии с теми долями, которые услуги занимают в общей сумме счета-фактуры - сколько-то уходит на коммунальные платежи, сколько-то на жилищные. В нашей программе все это распределяется по факту прихода денег.
«Я прописан по адресу: Воровского, дом 3, квартира 11. Последние 2 года не производили акта сверки по электроэнергии, а когда все же сделали, у меня оказалась очень большая переплата. Работники ЕРЦ «Ибрагимовский» отказываются делать перерасчет, ссылаясь на давность срока. Рассудите нас», - просит Виталий Казаков.
- В соответствии с договорными отношениями с управляющими компаниями все перерасчеты, внесение каких-либо изменений возможно только на основании определенных актов. В данном случае жителю необходимо обратиться непосредственно в управляющую компанию. При надлежащем оформлении необходимых документов - акта перерасчета или переначисления, УК даст нам подтверждение по этому факту, и мы осуществим перерасчет. В дальнейшем я могу рекомендовать автору вопроса ежемесячно приносить показания электросчетчика в ЕРЦ, чтобы у него было объективное отражение в счете-фактуре.
Вопрос от Ольги с улицы Фучика, 55: «Управляющая компания у нас постоянно повышает тарифы. Есть ли предельный уровень? Руководство не объясняет причины повышения, правомерно ли это?»
- Предельные уровни тарифов устанавливаются не управляющей компанией, а утверждаются раз в год решением Республиканской энергетической комиссии и решениями органов исполнительной власти. Я не могу ответить, что предприняла УК по вашему адресу: мы производим начисления по данным управляющей компании с учетом площади вашего жилья, численности проживающих и показаний квартирных приборов учета.
Рафис Гатиатуллин прислал следующий вопрос: «Проживаю в доме 52а по ул. Академика Губкина. Почему мы не оплачиваем за коммунальные услуги через ЕРЦ? Если проанализировать предъявленные нам ТСЖ тарифы, то есть основания полагать, что тарифы существенно завышаются».
- Работать с нами или самостоятельно - это внутреннее решение ТСЖ. Мы в свою очередь готовы принять, а также отпустить любое ТСЖ. Есть единичные примеры того, как ТСЖ уходят от обслуживания в ЕРЦ. Но все-таки большой поток тех, кто приходит к нам на обслуживание, потому что мы имеем отработанную годами систему, которая позволяет просто подключиться к обслуживанию населения. Не вести прием, скажем, раз в неделю в подвале - такая проблема тоже существует, а обеспечить прием жильцов в режиме рабочей недели.
Из дома по ул. Гвардейской, 48/1 вопросы: «Есть постановление главы администрации Казани, устанавливающее форму счета-фактуры для оплаты. Однако в присылаемых нам счетах отсутствует подпись уполномоченного лица, нет печати организации, контактных телефонов и тому подобное. Председатель ЖСК «Волга-17» утверждает, что такие счета присылают из местного ЕРЦ и все вопросы по этому поводу мы должны адресовать в эту организацию».
- ЖСК - это то же ТСЖ, соответственно, если у собственников ЖСК имеются определенные пожелания, которые они могут реализовать через своего председателя, и если они имеют договор с нами, то мы напечатаем счета-фактуры в удобной для этого ЖСК форме. В любом случае конкретный житель по личной заявке что-либо изменить на месте в территориальном отделении не сможет: счет-фактура сверстан по данным ЖСК на основании пожеланий, который изъявил председатель и главный бухгалтер. Если есть необходимость, мы встретимся с руководством и обязательно учтем пожелания жильцов.
Полную версию онлайн-конференции можно прочитать на сайте агентства «Татар-информ» http://www.tatar-inform.ru.