Утром 30 марта возле многоквартирного дома № 39а на улице Ленина в Зеленодольске было многолюдно. Зеваки даже скамеечки из ящиков себе соорудили, чтобы не пропустить что-то важное и интересное. Взрыв произошел накануне в 22.45 — в одной из квартир этого дома взорвался газ, частично было разрушено несколько квартир. На месте погиб пенсионер, живущий в этой квартире, позже в больнице скончалась пожилая женщина, которую извлекли из-под завалов. Открытого горения не последовало, однако пятеро человек находятся на стационарном лечении в Зеленодольской ЦРБ, один из соседей — на амбулаторном лечении.
Как сообщил журналистам старший помощник руководителя СУ СКР по Республике Татарстан Андрей Шептицкий, по факту происшествия возбуждены уголовные дела по статьям «Причинение смерти по неосторожности», «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» и «Халатность».
По предварительной версии следствия, в день трагедии родственники доставили пожилого мужчину — хозяина квартиры, где произошло ЧП, в Зеленодольский психоневрологический диспансер. Они сообщили медикам, что мужчина злоупотребляет алкоголем, неадекватно себя ведет и угрожает уничтожить квартиру. Но сотрудники учреждения госпитализировать его отказались. В итоге из-за неприязненных отношений с родственниками мужчина осуществил свое намерение.
Как рассказали корреспонденту «КВ» соседи, пенсионер выпивал. Говорят, еле ходил с палочкой. Тяжело переживал боль утраты — пару месяцев назад похоронил супругу. Жильцы из соседних домов сообщили, как поздно вечером буквально почувствовали на себе мощную волну, в некоторых окнах разбились стекла. Женщина с пятого этажа соседнего дома рассказала, что ощутила сильный толчок, зазвенела цепочка на входной двери. Она встала, пошла посмотреть, что происходит. На кухне было распахнуто окно, а шпингалет вырвало с корнем — теперь он лежит где-то в снегу под окнами. Хлопок был такой силы, что некоторые горожане ощутили волну аж за несколько кварталов от места происшествия.
Многие из очевидцев говорили, что даже запаха газа не почувствовали. Кто-то в момент хлопка решил — взрыв гранаты или началось землетрясение, пожар и так далее. Люди в панике выскакивали на улицу кто в чем был. Один молодой человек все утро пытался попасть в свою квартиру, переживал, что ночью в суматохе не смог поймать и вынести кошку. Во время взрыва переклинило входные двери квартир некоторых жильцов так, что потребовалась помощь спасателей со специнструментами.
Во вторник специалисты «Татинвестгражданпроекта» и Минстроя Татарстана провели осмотр состояния здания. Начаты работы по разбору конструкций с применением тяжелой техники. По предварительным данным, несущие конструкции дома 1974 года постройки не повреждены. Жильцы гадают: будут ли расселять их одноподъездный дом или все же восстановят? В нем по прописке проживали 70 человек. Пока все жильцы находятся в пункте временного размещения на базе санатория «Волга» в Зеленодольске.
Что послужило возможной причиной поступка пенсионера? Ответ на этот вопрос корреспондент «КВ» пытался найти вместе с Юнусом Гайнуллиным, психотерапевтом с 37-летним стажем:
— Преклонный возраст — время не только опыта и зрелой мудрости, но, к сожалению, и тяжелого разрушения интеллекта: деменции, болезней Альцгеймера и Паркинсона. Среди нас живет достаточно много людей с возрастными изменениями психики. Кому повезло больше и досталось внимание детей и внуков, те посещают различных специалистов, проходят лечение и курсы поддерживающей терапии. Но иногда одинокие люди остаются наедине с заболеваниями, живут и борются с ними как могут. Хуже всего, если они еще и употребляют алкоголь, нанося удар по и без того пошатнувшейся психике.
Парадокс в том, что никто не обращает внимания на человека, пока у него не произойдет конфликт с обществом. Это может случиться на работе, в быту и так далее. Именно этот конфликт и выявляет впервые проблему. А вот по какому сценарию дальше будут развиваться события, зависит от тех, кто оказался рядом.
Поскольку человек с психическими заболеваниями и тяжелыми возрастными изменениями не способен объективно оценивать свое состояние, именно родственники и близкие должны быть инициаторами его госпитализации в специализированные медучреждения, особенно если человек своими поступками способен причинить вред себе и окружающим.
На сегодняшний день принудительного лечения не существует. Это значит, что без добровольного согласия положить в больницу не получится даже человека с тяжелыми психическими заболеваниями.
К примеру, болезнь Пика, при которой происходит атрофия коры головного мозга, характеризуется тем, что пожилой человек становится грубым, агрессивным, гиперсексуальным. Такие люди лишаются силы воли, обзаводятся вредными привычками. Близких людей должны настораживать признаки неадекватного поведения, среди них — бредовые идеи, галлюцинации, потеря памяти, ориентации, различные угрозы нанести вред себе или окружающим и так далее.
В безотлагательных случаях надо вызывать специализированную бригаду скорой помощи. Если медицинские работники отказываются транспортировать или госпитализировать больного, его родственники должны настаивать на том, чтобы медики обосновали свой отказ в письменном виде. Указали свое ФИО, должность, дату и причину отказа. Обычно такой просьбы бывает достаточно, чтобы решить вопрос положительно.