Раннее утро. Электрички, следующие в столицу с востока и запада, подкатывают к платформам переполненными под завязку. Протирая глаза от дорожной дремы, пассажиры хлынули на перрон. Но свободно выйти, как раньше, люди уже не могут: со стороны Привокзальной площади все подступы к вокзалу надежно перекрыты декоративным забором, и народ вынужден толпиться у временных проходов.
- И когда только все это кончится! - ворчит мужичок с двумя баулами, спешащий на рынок.
С двух сторон привокзального комплекса - слева от главного здания и справа от здания, где кассы дальнего следования - рабочие монтируют красные павильоны из металла, где будут установлены турникеты для прохода на перрон пассажиров пригородных электричек.
- Когда пустят павильон? - интересуюсь у одного из монтажников.
- А кто его знает. Тут работы еще навалом. Думаю, не раньше мая...
И действительно, кроме стен в павильонах нет ни полов, ни дверей, ни окон. Не ставить же электронную технику на мерзлую землю?
- Ни за что! - говорит старший электромеханик пригородного вокзала Николай Мотин. Впрочем, десять турникетов уже стоят на выходе из кассового зала пригородного вокзала. Еще 7 машин установят в Западном павильоне и 5 - в Восточном.
Николай познакомил нас с действием турникета. Все просто: берешь разовый билет, на который нанесен штрих-код, вставляешь его в отверстие, после чего загорается зеленый свет, и для тебя распахиваются дверки. А проездные месячные билеты (их пока еще нет в продаже) будут в виде пластиковых СМАРТ-карт. Данные с них будут считываться специальным устройством, расположенным сверху стойки турникета. Кстати, тут же вывешены и правила пользования турникетами.
Как сообщил нашему корреспонденту исполняющий обязанности заместителя начальника дирекции по пригородным перевозкам Казанской дирекции по обслуживанию пассажиров Горьковской железной дороги Марат Хатамтаев, внедрение турникетов позволит значительно улучшить качество обслуживания пассажиров, повысив его почти до европейского уровня, а также решить одну из самых больных проблем - недовыполнение плана по выручке.
- Мы ежегодно отправляем только с Казанского вокзала шесть миллионов пассажиров, - говорит Марат Занбакович. - Большинство из них честно платят за проезд, но немало и таких, кто бегает от контролеров. В Нижнем Новгороде, например, после внедрения турникетов ежедневная выручка увеличилась на 400 тысяч рублей.
О сроках введения новой системы прохода на посадку на Казанском вокзале не говорят: пока еще не готовы павильоны. Но техника уже поступает, да и ограждение почти полностью установлено. Кстати, мост, через который летом казанцы идут на пляж «Локомотив», закрываться не будет. Но проблемы иного рода, естественно, возникнут. Например, провожающие и встречающие дальние поезда не смогут попасть на перрон и будут здороваться и прощаться... у входа. Психологически к этому еще надо привыкать, как и ко многому другому...
Владимир МУЗЫЧЕНКО