Сеть «Домашняя столовая» существуют уже пять лет, и с момента открытия команда сразу придерживалась направления «халяль». Сеть закупала продукцию, которая соответствует принципам шариата, проверялись ее составы, у поставщиков тоже запрашивали сертификаты, рассказывает Татьяна Бирюкова, главный технолог сети. А сейчас это подтвержедлно сертификатом Комитета по стандарту «халяль» ДУМ РТ.
«Мы пять лет как уже открылись. В первое время, когда мы не были сертифицированы, но все равно старались закупать халяльную продукцию, в Татарстане было очень сложно найти поставщиков такой продукции. Сейчас их очень много. И не только в Татарстане, соседние регионы тоже заинтересованы в том, чтобы мы покупали у них, поэтому они тоже переходят на эту систему», – рассказывает Бирюкова.
Халяль — это арабское слово, означающее «дозволенность, разрешенность, законность». Это касается не только запрета употреблять в пищу свинину. В исламе принцип «чем бы ни питался и что бы ни пил человек, все это должно быть дозволено Всевышним», считается основным. Выращена и приготовлена еда должна быть по законам шариата.
Кухня по стандарту «халяль» ничем не отличается от обычной кухни, отмечает технолог. Заведения в первую очередь отталкиваются от стандартов Роспотребнадзора, которые тесно связаны со стандартом «халяль». Самое важное по всем стандартам – соблюдать чистоту.
«На начальном этапе у нас не спрашивали, «халяль» мы или нет, нигде этого не было понятно. Мы и не могли себя так афишировать. Но многим гостям важно, чтобы само предприятие было сертифицировано, а не только, чтобы продукция была с правильным составом», – объясняет Бирюкова.
Технолог отмечает, что среди гостей возрос интерес к «халяльности» предприятия.
«Отследить то, вырос ли спрос, после того, как мы получили сертефикат, очень сложно. Потоки гостей во много раз выросли после пандемии. Но поток интереса, вопросов в плане «халяльности» стало больше. Из этого мы делаем вывод, что и поток гостей и клиентов стал больше», – говорит Татьяна.
Сертификат как ответственность перед Всевышним
В 2019 году Правительство Татарстана в рамках деятельности Группы стратегического видения «Россия – исламский мир», которую возглавляет Рустам Минниханов, утвердило «дорожную карту» по развитию халяльного образа жизни (Halal Life Style). «Дорожная карта» затрагивает такие сферы, как халяльный туризм, халяльное производство, мода, финансы, IT и медиа.
«Карта» направлена на увеличение туристического потока мусульман, приобщение жителей Татарстана и всей страны к этому образу жизни, увеличение товарооборота продукции по стандартам «халяль», увеличение лояльности жителей к мусульманской моде и популяризацию татарстанских брендов в России и за рубежом.
Сертификат, который выдается Комитетом по стандарту «халяль» Духовного управления мусульман РТ, гарантирует качество продукции и предлагаемых услуг. Для тех людей, кто не придерживается мусульманства, отметка «халяль», помимо знака качества, гарантирует отсутствие в пище консервантов и ГМО. Весь состав прозрачен и безопасен. Комитет изучает, чем кормят птицу и скотину до забоя, как они выращены, как приготовлены продукты.
«Мы смотрим, соответствует ли продукция, которая претендует на знак качества «халяль» государственному ГОСТу и международным стандартам. В нашем случае орган сертификации позиционирует себя как орган добровольческой сертификации. Кто хочет разделить зону ответственности перед Всевышним – обращается к нам. Мы с нашими технологами, ветеринарами, прорабатываем запрос и в результате выдаем или не выдаем сертификат», — рассказал Аббяс хазрат Шляпошников, председатель Комитета по стандарту «халяль».
70 точек «халяль»-общепита
Чтобы выдать сертификат качества, Комитет проверяет всю продукцию, используемую в общепите, от начала взращивания до попадания ее на тарелки потребителя. Проверяется чистота производства, документы и накладные входного контроля. Всех, кто получил сертификат, не перестают посещать с внеплановыми проверками. Два раза в месяц сотрудники Комитета «халяль» без предупреждения приходят в заведение и полностью его проверяют.
На контроль заведения для выдачи сертификата у Комитета уходит от недели до месяца, все зависит от самого производства. Комитет также перенимает опыт у международных коллег на международных выставках из ОАЭ, Малайзии, Турции, Индонезии.
В Татарстане на сегодняшний день Комитет по стандарту «халяль» зарегистрировал 157 предприятий, из них – 68 точек общественного питания в Казани, и с каждым месяцем эта цифра увеличивается. Предприятия специализируются на производстве мяса и полуфабрикатов, молочной и масложировой продукции, кондитерских и хлебобулочных изделий, макарон, приправ, пищевых добавок, косметики, промышленной химии. Также сертификаты получили медицинские учреждения и производители изделий медицинского назначения, отели и санатории, пункты общественного питания.
«Мы видим прирост в развитии «халяля». Этому свидетельство Kazansummit, который собрал 10 тыс. человек, Молодежный саммит ОИС, производители курицы, которые получили сертификаты. А также общепиты. Если в том году их было 50, то в этом году их почти 70, в конце года будет еще больше. Даже KFC имеют наш сертификат. Этот запрос идет от потребителя в первую очередь», — говорит хазрат.
Так, в Татарстане открываются и «халяль»-глэмпинги. Например, «Халяль резорт». Глэмпинг стал единственным в России с сертификатом «халяль». В глэмпингие запрещено употреблять алкоголь и курить.
«Несколько лет подряд на отдыхе летом с семьей на классической «советской» базе отдыха нам очень не хватало минимальных условий комфорта, плюс добавляли дискомфорт употребляющие алкоголь шумные соседи. Мы как мусульмане такое соседство не приемлем, особенно когда за этим наблюдают наши дети. Эти и еще ряд факторов подтолкнули к идее о необходимости найти место отдыха, где будет комфортно отдыхать людям, разделяющим наши ценности. Не найдя такого места, мы решили его построить, так и появился наш глэмпинг — Halal resort», — говорит основатель отеля Ринат Нуриев.
В «халяльное» место отдыха приезжают не только мусульмане, но и люди разных конфессий, которые разделяют ценности хозяев отеля. Нуриев отмечает рост интереса к своему направлению отдыха.