Башмет по праву считается лучшим альтистом планеты. Именно он открыл для широкой публики скрытые возможности этого инструмента. "Альт необычный, засекреченный. Даже мистический.
Он сконструирован раньше, чем скрипка и виолончель. Это инструмент аристократов, и если музыканту удается преодолеть все сложности характера альта, с инструментом происходит метаморфоза, как с Золушкой", - так говорит маэстро.Перед концертом Юрий Башмет встретился с казанскими журналистами. Пресс-конференция началась с вопросов о "Новой России".
- "Новая Россия" соответствует своему названию. Во-первых, это самый молодой оркестр, и во-вторых, здесь играют молодые люди. Зачем мне это нужно? А я люблю работать с молодыми, - рассказал Юрий Абрамович. - Старые профессионалы умеют что-то очень хорошо делать, но если появляется новое, необычное, им бывает сложно перестроиться. Согласитесь, человеку до тридцати лет легче и проще принимать нестандартные решения, чем после сорока. Молодой оркестр - он подвижный, гибкий. И взрывоопасный. Это мне особенно нравится.
На протяжении многих лет мне предлагали возглавить разные оркестры. Но по разным причинам я отказывался. А когда предложили руководство "Новой Россией", согласился с радостью именно потому, что этот оркестр молодой. Конечно, я понимал, что у оркестра будет мое лицо. Это совершенно естественно, потому что звучание, лицо любого коллектива определяет его руководитель. Это так же, как и отпечатки пальцев: они неповторимы и вы не найдете двух человек с одинаковыми отпечатками. Так и два оркестра никогда не сыграют одинаково одно и то же произведение.
- Юрий Абрамович, вы ощущаете конкуренцию со стороны других оркестров?
- Конкуренция есть, как и везде. Другое дело, что в Москве появилось многовато оркестров, чей профессиональный уровень оставляет желать лучшего. Но надо рассуждать так: если оркестр собирает залы, значит, его существование уже оправданно.
Вообще, я не думаю, что исполнитель классической музыки способен собрать миллионы зрителей. Потому что классика - все-таки элитарный вид искусства, и она должна им оставаться. Свой жанр я на потребу дня удешевлять не буду.
- Вы чувствуете разницу между провинциальной и столичной публикой?
- В провинции зрители более открыты. Нельзя сказать, что в Москве нетемпераментная публика. Нет, темперамент у москвичей есть, но они действительно избалованы. Они чуть ли не каждый день могут слушать великих музыкантов. В Большом зале консерватории, даже когда я там учился, каждую неделю играли Ростропович, Рихтер, Ойстрах, Коган... Такого в других городах не было и нет. И сейчас, когда мы даем концерты в провинции, возникает такое ощущение, что люди изголодались по хорошей музыке.
Мы сейчас действительно много гастролируем, потому что концерты - это неотъемлемая и очень ответственная часть жизни нашего оркестра.
Живой концерт необходим не только слушателям, но и самому оркестру. А в России к самому факту живого исполнительства прибавляется ощущение семейности, то есть я - ваш, а вы - мои. И ничего с этим не сделаешь... Даже если кому-то не нравлюсь, я все равно наш. Понимаете, для меня очень ценно понятие необходимости, востребованности. А гастроли по России и по миру - это и есть фактическое доказательство нашей нужности.
Подготовили: Лилия ХАРИСОВА, Ольга ИВАНЫЧЕВА.
КСТАТИ
Чем день рождения отличается от панихиды
В прошлом году Юрий Башмет отметил свой 50-летний юбилей. К этой дате была выпущена его книга "Вокзал мечты".
- День рождения от панихиды отличается лишь тем, что юбиляр еще слышит речи в свой адрес, а покойник уже нет... - сказал в одном интервью маэстро. - К юбилею меня уговорили издать книгу. Я с детства воспитывался в уважении к печатному слову, и к созданию книг отношусь предельно серьезно, понимаю: литература - занятие не для дилетантов. Может, поэтому на любую мемуаристику смотрю скептически, вдвойне настороженно реагирую на исповеди артистов, втройне - на откровения их жен, любовниц или вдов. Неприятно, когда книга используется для сведения счетов. Между тем доля дерьма в большинстве воспоминаний очень высока. Даже о хороших людях почему-то умудряются рассказывать гадости. В мои планы не входило участвовать в разборках.