Юрий Башмет: «В Казани я стараюсь играть лучше, чем умею»

«Я всегда приезжаю в Казань с ощущением радости, потому что здесь замечательно слушают музыку, - признался Юрий Башмет на пресс-подходе собравшимся журналистам. Концерт выдающегося альтиста состоялся в БКЗ в минувший понедельник.

news_top_970_100

В Казань Юрий Башмет приезжает не в первый раз: «В последнее время бываю у вас с завидной регулярностью, - сказал он. - Оркестр невероятно вырос, владеет динамикой, красками, ансамблем звуков. Они меня так принимают, что я стараюсь играть лучше, чем умею! Кроме того, с точки зрения музыкального и человеческого общения я приезжаю к своему другу Александру Сладковскому, с которым мы вместе много сотрудничали и продолжаем по сей день. В общем, я к вам приезжаю, потому что люди хотят, чтобы я приезжал и потому что я сам этого хочу».

По словам маэстро, перед концертом он чувствовал себя «взволнованно – в хорошем смысле». Ведь, каким будет концерт, не знает даже сам артист: «Звук – это живая клетка. Поэтому, если сегодня изменилась температура,  давление, звук уже будет другим, нежели вчера. Окружающая жизнь отражается в трактовке произведения и даже на исполнителе. Поэтому не знаю, как все сложится сегодня».

Концерт начался с симфонии «Манфред» П.Чайковского, произведения, написанного на сюжет трагической поэмы Байрона.  Главный герой, бунтарь и отшельник, познавший «всю земную мудрость», на склоне лет подводит неутешительные итоги своей жизни. Зачем ему все тайны философии, если рядом уже нет единственного существа, которое он любил? Публика, поддавшись мрачному обаянию симфонии, сидела, не шелохнувшись, а когда один из зрителей зааплодировал, ему тут же указали на то, что небольшая пауза – это еще не конец симфонии. Хотя самого Юрия Башмета в этот момент на сцене не было, вспомнилось его ироничное замечание на пресс-конференции: «Я иногда говорю: если нравится, можете аплодировать между частями. Но учтите, если хлопаете между первыми частями, и не встанете после второй, то я буду думать, что вторую сыграл хуже».

Симфоническая поэма «Стикс», по словам Юрия Башмета – «произведение, уже заявившее о себе, как вечное». Шедевр грузинского композитора Гии Канчели написан специально для знаменитого альтиста. «Это наша музыка, пусть она и имеет ярко национальный характер. Неважно, в Китае или в Грузии, люди живут основными понятиями. В конце концов, остается то, что объединяет  все нации: жизнь и смерть, любовь и ненависть, верность и предательство. Это очень гармонично и глубоко, колоссальная почва для человека, который хочет быть хорошим (в том смысле, что он следит за своей совестью)».

Интересно, что в произведении есть самоцитата Гии Канчели из фильма «Мимино» (интерпретация песни «Чито-грито…» в исполнении Вахтанга Кикабидзе). В свое время Канчели обвиняли в том, что использовал в фильме песню на народный мотив. А когда через много лет появился «Стикс», на композитора вновь посыпались обвинения – на этот раз в том, что он «украл» музыку из собственного фильма.

Отыграв концерт «лучше, чем умеет», Юрий Башмет покинул сцену под бурные овации казанской публики. Перед концертом маэстро отметил, что ему нравится, как встречают и провожают в Казани. «Помню, много лет назад в Челябинске после концерта аплодисментов сначала вообще не было, потом, как в Японии, все одинаково громко зааплодировали и резко прекратили. А я, пока длилась эта пауза, от страха в какой-то момент растерялся, стал кланяться туда-сюда и, в конце концов, поклонился оркестру. Оказалось, что это в зале были курсанты военного училища, которым директор приказал буквально не дышать, пока идет концерт. Так вот, еще одну крайность я наблюдал на юге Италии и в Испании, где провожают невероятно эмоционально. Что же касается казанской публики – то здесь очень хороший синтез между ответственностью, боязнью сделать не так и южными эмоциями».  

news_right_column_240_400
news_bot_970_100