За длинным рублем на юга

Люди на курортах делятся на две категории - тех, кто отдыхает, и тех, кто на них работает. В последние годы, когда стал развиваться внутренний туризм, некоторые наши соотечественники лето тратят не на лежание у моря на песке, а на заработки. Для этого выбирают, в частности, Черноморское побережье Краснодарского края. Корреспондент «Казанских ведомостей» встретилась с несколькими жительницами Казани, которые совмещают поездку к морю и работу.

news_top_970_100

С Зульфией мы познакомились в одном из частных гостевых домов известного сочинского поселка Лазаревского. Когда она узнала, что приехали из Казани, то очень обрадовалась. Сразу же заговорила с нами на родном языке, а после призналась, что очень скучает по дому.

- Мой муж умер от тяжелой болезни десять лет назад, - начала свою историю Зульфия. - На тот момент дети были еще подростками, и мне приходилось зарабатывать на семью одной. Было тяжело вдвойне - по ночам плакала от тоски по мужу, днем еле сдерживалась от рыданий, когда не знала, где взять деньги, чтобы накормить досыта дочь и сына. Чуть легче стало, когда дети подросли и стали самостоятельными. Тогда и я смогла немного оглядеться по сторонам. Оглядевшись, поняла, что в Казани меня никто не держит. Пенсию уже заработала, дети свои семьи имеют. Тут как раз знакомая предложила вместе поехать на заработки к морю.

Так Зульфия оказалась в поселке Ольгинка. Хозяева ей попались молодые, обоим было по 35 лет. Назначили они Зою (так здесь стали звать мою героиню) горничной. В те годы платили ей 15 тысяч в месяц плюс полный пансион. То есть отдельная комната с санузлом, питание и один день выходной. Зульфия была всем довольна. Конечно, в первые дни было тяжеловато. К порядкам, нраву хозяев надо было привыкать, учиться. 

- Работать на частника - это вам не завод, - смеется Зульфия. - Здесь баклуши не побьешь. Тем более в гостинице на каждом этаже были установлены камеры наблюдения. Без замечаний не обходилось, но в целом хозяевам и гостям я угодила. За сезон заработала 95 тысяч рублей (5 тысяч мне бонусом выдали) и при этом ничего не потратила на проживание.

Зульфия проработала до октября, рассчиталась, уехала в Казань и на следующий год уже сама нашла другую гостиницу в Лазаревском.

- Мне сразу понравился этот поселок, - признается женщина. - Здесь спокойно, уютно и отдыхающих много.

С тех пор вот уже четыре года Зульфия приезжает каждое лето на заработки в один и тот же гостевой дом.

- Здешние хозяева платят мне 20 тысяч рублей, правда, выходных нет, - продолжает рассказ она. - Могут поднять и среди ночи, если появится нужда. Тяжело в пик сезона, но тогда, если ты хорошо поработаешь, хозяева могут выдать премиальные 5 тысяч рублей. Каждое лето я увожу домой 120 - 140 тысяч рублей. 

Зульфия призналась, что копит деньги на небольшой дом в Кропоткине, что в 320 километрах от Лазаревского.

- Побывала там, понравилось, - говорит женщина. - Небольшой дом можно купить за 450 - 500 тысяч рублей. Казань слишком далеко, а Кропоткин рядом. Может, мужа и свое счастье найду, а дети пусть в Татарстане живут, буду зимой к ним в гости наведываться.

Элеонора родилась и жила в Казани. Там же встретила своего мужа - армянина. До выхода на пенсию супруги и не думали о смене места жительства. Но как только вышли на заслуженный отдых, мужу пришло известие о смерти его родной бездетной тети, проживавшей в двухкомнатной квартире в Лазаревском. Она оставила ее в наследство своему горячо любимому племяннику.

- Мы тогда и предположить не могли, какую золотую жилу оставила нам родственница мужа, - улыбается Элеонора. - Вначале приехали, посмотрели. А так как это был июль - середина курортного сезона, то на месте соседи объяснили, как наша тетя зарабатывала деньги.

В советские годы во всех городах были участки перед домами. Кто-то использовал их под гаражи, кто-то под сарайчики. В Лазаревском жители наловчились жить в них летом, а квартиры сдавать отдыхающим. Элеонора показала мне свою, как она называет, дачу. Обычный небольшой гараж из кирпича внутри напоминает комнату в советском общежитии. Перед ним сооружен навес, где оборудована кухня. Еду готовят на электроплите, нужду справляют в биотуалете за ширмочкой. За другой ширмой душ. И таких уличных жилищ в бывших гаражах в этом дворе штук 15 в ряд. 

- Знаете, очень удобно, - говорит Элеонора. - Квартира напротив, все, что там происходит, под нашим контролем. Мы с мужем почти всегда у себя во дворе. Здесь никто чужой не ходит. Вечерами собираемся с соседями в картишки перекинуться, последними новостями поделиться. А можем позволить себе, когда не хочется возиться у плиты, сходить вечером в кафе. Некоторые наши соседи дополнительно зарабатывают небольшие деньги - на улице Победы продают букеты из лаврушки отдыхающим. Но это не для бизнеса, а так, чтобы время провести. 

О доходах Элеонора не стала подробно рассказывать. Но если предположить, что в разгар сезона двухкомнатная квартира в среднем стоит 3,8 тысячи в сутки, подсчитать несложно. В месяц выходит 114 тысяч рублей при полной загруженности.

И если даже вычесть коммунальные расходы, прибыль получается очень даже неплохой.

- Зима все съедает, - вздыхает Элеонора. - К лету кошелек уже пуст.

Но мне показалось, женщина лукавит и кубышка неплохо пополняется, тем более вместе с супругом они получают пенсию. Наша бывшая землячка вскользь проговорилась, что приглядывает новое жилье.

news_right_column_240_400