Началось заседание с выбора председателя президиума, которым была избрана заместитель председателя КСНД Людмила Андреева. Далее с докладом выступила Мэри Элизабет Кавашки (США, сектор образования ЮНЕСКО). Она, в частности, отметила, что основная цель подобных семинаров состоит не только в общении, но и в зарождении новых идей и предложений.
- Поездка в прошлое нужна для того, чтобы понять настоящее, - сказала госпожа Кавашки. - И не случайно, что путь туда лежит по Волге. Это символ России и одна из крупнейших рек Европы.
Возвращаясь к теме образования, Мэри Элизабет Кавашки отметила, что сейчас в мире более 800 миллионов неграмотных взрослых людей, большая часть из которых женщины.
- Одной из наших важнейших задач является обеспечение качественного образования для всех жителей Земли, - заметила она. - Эта идея должна лежать во главе наших пилотных проектов. И опираться необходимо на следующие принципы: учиться, чтобы знать; учиться, чтобы быть; учиться жить вместе. Очень важно углублять знания и практиковать межкультурный диалог.
Есть такая африканская пословица: «Мы не получили Землю в наследство от своих предков, мы берем ее в долг у наших детей», - добавила госпожа Кавашки, говоря о том, что в настоящее время 20% населения потребляет 80% мировых ресурсов. - Устойчивое развитие - это прежде всего максимальное удовлетворение потребностей настоящего, не отрицая того, что в будущем сохранится такая же тенденция.
Любопытные данные привел в своем докладе-презентации Сэнтош Хатри (Непал, сектор образования ЮНЕСКО). Он сказал, что если уменьшить все население планеты до деревни, в которой будут жить 100 человек, окажется, что это 61 азиат, 12 европейцев, 14 южноамериканцев, 13 африканцев, один представитель Океании. 33 из них будут христианами, 18 мусульманами, 16 - последователями иудаизма. Женщин и мужчин - равное количество. 59% богатств этой деревни будут в руках 6 человек, 70% населения составят неграмотные люди, и только один окажется с дипломом. Говорить они будут на китайском, испанском и английском. По мнению докладчика, этот пример доказывает важность повышения качества образования сегодня.
- В первую очередь мы должны обратить внимание на улучшение общедоступного образования, на повышение уровня грамотности населения, - добавил Сэнтош Хатри. - «Великий Волжский путь» - это нитка, которая потянет за собой всех.
Большинство выступавших на сессии семинара отметили, что самое важное в проекте «Великий Волжский путь» - это образование. По мнению заслуженного учителя РФ Татьяны Потяевой (Россия, проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»), это огромный проект, где можно показать многообразие форм сотрудничества учащихся, педагогов, городов региона и стран. Его реализация даст новый импульс участию молодого поколения в деле сохранения Всемирного культурного и природного наследия. Всего же в России сегодня насчитывается около 180 ассоциированных школ ЮНЕСКО.
Ярким примером того, как изучение истории городов Поволжья может быть применено на практике, стало выступление учениц московской школы №1224, ассоциированной ЮНЕСКО. Для участников международного семинара одиннадцатиклассницы исполнили народную песню и башкирский танец «Бурсяночка». Директор школы №1224 Инна Евграфова рассказала, что ее ученики на уроках изучают танцы народов мира и песни Поволжского региона. В их ансамбле, которому уже 11 лет, занимаются 320 человек.
Сегодня семинар продолжит свою работу. Тема второй сессии - использование информационно-коммуникационных технологий в целях образования для устойчивого развития и Всемирного наследия.
Алсу МУБАРАКШИНА.