Зачем советскому партизану лапти?

Армейский футляр для зубной щетки, ППШ – пистолет-пулемет Шпагина, фляжка с еле видной процарапанной фамилией рядового, труд Иосифа Сталина «О Великой Отечественной войне» - около 600 экспонатов хранится в школьном музее «Прикосновение к судьбе» гимназии №139.

news_top_970_100

Просторное помещение, вдоль стен стенды с экспонатами. Никакой вычурности, потрясает минимализм и простота: бесценны сами уцелевшие за десятки лет реликвии. В этот кабинет музей переехал недавно, а был он организован еще в 2003 году по инициативе Лилии Блохиной и Ирины Ионченковой при поддержке школьной администрации. Педагоги взвалили на себя добровольную нагрузку не случайно - сами когда-то были участницами студенческого «Снежного десанта». Их собственные находки и легли в основу нового музея. Затем коллекция стала пополняться - из архивов и собраний бабушек-дедушек, знакомых и конечно же из поисковых экспедиций.
Возле каждого шкафчика с трофеями свой хранитель - ученик или ученица, которые могут рассказать много интересного.
Вот пожелтевший от времени Уголовный кодекс. Согласно этому документу уклонение от воинской обязанности в военное время равнялось высшей мере наказания. Суровость наказания вполне оправдана годом издания – 1938-й...
Много места занимают в экспозиции личные вещи солдат, предметы их ежедневного обихода, описание которых встретишь разве что в книгах. Вот, например, бутылочка из-под солдатского одеколона. 
- Еще пару лет назад здесь было несколько капель жидкости, - сокрушается «заведующий этим стендом» Дима Королюк, - сейчас же остался лишь медовый запах. 
Он выкручивает крышку, мы принюхиваемся и, еще не отойдя от обонятельного приобщения к истории, тут же удивляемся следующему экспонату. Оказывается, в партизанском быту просто были необходимы... обыкновенные лапти. Зачем? Их запах отбивал все запахи, рассказывает экскурсовод, и помогал народным мстителям проскользнуть в село незамеченными даже для собак.
А это эбонитовая капсула - тот самый медальон, куда солдаты должны были положить записку со своими данными. Но многие этого не делали, потому как суеверно верили, что так пуля быстрее настигнет. Но от судьбы и войны скрыться не удалось – только вот кому, теперь уже не узнать...
Экспонаты материального мира дополняют рукописные и печатные свидетельства эпохи – письма, журналы, газеты. А еще стихи самих школьников. Например, одно из них, что теперь уже бывший выпускник школы посвятил своему деду Константину Сабитову, который ушел на фронт, приписав себе лишние два года... 
- Своих будущих экскурсоводов вижу сразу, - говорит учитель истории, руководитель музея Лилия Блохина. - Рассказываешь на уроке о каком-то событии - на некоторых учеников это производит неизгладимое впечатление. Именно они спешат к нам после занятий. 
Сейчас в музейном костяке гимназии около трех десятков человек. Их агитбригада с программой «Ленинградский метроном» (о блокаде Ленинграда) побывала на нескольких городских мероприятиях. Некоторые из ребят съездили в поисковые экспедиции «Снежного десанта». В последний раз летом привезли противогаз необычной конструкции – такой модели нет даже в Музее Великой Отечественной войны. Так что школьному музею есть чем гордиться.
Отдельный стенд - с немецкими экспонатами. Помнится, в коллекции Национального музея РТ были валенки огромного размера, в которых фрицы надеялись преодолеть русские морозы. Здесь же мины-лягушки, убивавшие с особой жестокостью, листовки, склоняющие воинов к переходу на немецкую сторону. В том числе предназначенные именно для татар – потому как на яналифе. А еще здесь есть «звездочка» с петлицы немецкого мундира в виде эдельвейса, солдатская кружка. Личные вещи людей, оказавшихся по ту сторону линии боя...
- Есть несколько следствий патриотического воспитания. Эмоциональный - когда дети взволнованы рассказом о событиях тех лет, - говорит Лилия Надировна, - и это очень важный аспект. Он влечет за собой следующее – осмысление происходившего, выработку своего отношения к этому, норм поведения. 
- Ведь согласитесь, - продолжает педагог, - какое сильное впечатление на ребенка производит, например, такой факт: не успел выпускник школы получить свой аттестат зрелости, как уже пошел на войну. А через несколько месяцев почти мальчик погиб...
Война - жестокое и бессмысленное занятие, и дети начинают это осознавать, в том числе изучая материалы музея, копая глубже азов школьной программы. Прикасаются к прошлому и своему будущему - некоторые из выпускников школы вступили в вузовские поисковые группы, создали собственные. Двое юношей - в поисковых батальонах. 
После массового закрытия школьных музеев в годы безвременья, когда героические события прежних лет казались досадной ошибкой, все вновь возвращается на круги своя. Возрождается – права народная мудрость: подвиг народа вечен, а имя его бессмертно...

news_right_column_240_400