По каким улицам ездить не дадут
- Рустам Анварович, по Казани ходит слух, что на время Универсиады для автобусов с командами участников отдадут отдельную полосу. То есть одна полоса будет использоваться, как и сейчас, для обычного общественного транспорта, вторая - для автобусов Универсиады. Что в итоге останется для рядовых автомобилистов Казани?
- Каких-либо специальных ограничительных мер полиция принимать не будет. Организация перевозок участников соревнований и прикомандированных организаторов - судейского корпуса Игр, тренеров, менеджеров команд, врачей - будет осуществляться по полосам, выделенным для общественного транспорта, которые существуют в нашем городе уже три года. За это время водители Казани успели привыкнуть к наличию этих «общественных» полос, так что дополнительных неудобств для них не возникнет. Считаем, что с введением в эксплуатацию в мае основных транспортных развязок, в первую очередь таких как Ленинская дамба, острота проблемы заторов заметно снизится. Например, на площади Тысячелетия, на Правом и Левом Булаке. Отмечу, что основные маршруты передвижения автобусов с участниками Универсиады принципиально определены. Остались вопросы согласования в структурах городского хозяйства, правительстве республики, так что в ближайшее время точные маршруты транспорта Игр будут названы. Но уже сейчас можно сказать наверняка о главном маршруте. Учитывая, что главный объект Универсиады - это новый стадион на Ямашева, основной магистралью станет такой маршрут: проспект Победы - Оренбургский тракт с замыканием круга через Чистопольскую. Так что в основном будет задействована эта часть города.
- Было также объявлено, что во время открытия и закрытия Универсиады будут ограничения в движении. Где конкретно?
- Ограничения будут вводиться в случаях, предусмотренных федеральным законодательством в соответствии с Законом «О государственной охране». В том числе во время прибытия в город охраняемых лиц, таких как Президент РФ Владимир Путин. Ограничения в движении будут по маршруту их следования.
Да, в ходе проведения церемонии открытия и закрытия Игр, когда возникает массовое передвижение зрителей, гостей и участников соревнований, будет ограничение парковки транспорта в местах проведения. В нашем случае - возле 45-тысячного стадиона «Казань-Арена». Это сделано для того, чтобы обеспечить контртеррористическую защищенность объекта, где будет собрано огромное количество гостей и участников. А во всех остальных случаях город будет жить в обычном ритме, в своем обычном режиме. Так что у сотрудников ГИБДД Казани нет специальной задачи выгнать автомобилистов из города, создавая для этого максимальные неудобства. Поэтому обращаюсь к казанцам: не стоит уезжать из города во время проведения Игр. Такое значимое мировое событие, как Универсиада, проводится для всех поклонников спорта и всех жителей Казани. На трибунах спортивных состязаний такого ранга должны быть зрители, без них Игры потеряют зрелищность и азарт.
- Но ведь многие зрители добираются до мест соревнований, концертов или шоу на личном авто. А здесь их уже заранее предупреждают - парковка будет ограничена, добирайтесь, мол, на общественном транспорте. Не смутит ли это многих потенциальных болельщиков и не откажутся ли они от идеи посетить соревнования?
- В июле дороги Казани заметно освобождаются: многие автовладельцы в это время уезжают в отпуск. Часть казанцев перебирается на дачу, на каникулы разъезжается и многочисленная армия иногородних студентов. Так что в июле - месяце проведения Универсиады, традиционно наблюдается естественный отток населения мегаполиса. Поэтому не случайно выбрано и время проведения Игр, чтобы неудобства для жителей города в связи с массовым приездом гостей оказались минимальными. Добавлю, в дни празднования 1000-летия нашей столицы сотрудниками полиции накоплен хороший опыт в организации и проведении больших массовых мероприятий в Казани.
Первый этап автоцивилизации
- Ограничения въезда в центр города все же будут?
- Этот вопрос надо рассматривать шире, не только в связи с Универсиадой. Все крупные европейские столицы и города идут по этому пути. Ограничение въезда в центр - вынужденная мера. Историческая часть города не проектировалась для такого большого количества транспорта. Поэтому, естественно, сейчас она не может пропустить весь транспорт, идущий через центр. Сейчас мы успешно проходим, можно сказать, первый этап автоцивилизации: строительство многоярусных паркингов, чтобы люди имели возможность оставить свои автомобили на нормальной стоянке. К сожалению, неизбежно наступит и второй, непопулярный этап - ограничение на въезд в центр города, чтобы обеспечить бесперебойное движение транспорта по центру города. Пока этот вопрос находится на стадии рассмотрения. Для принятия взвешенного решения сейчас идут слушания экспертов и специалистов.
Отменят ли «сухой» закон...
- Сейчас в России идут дебаты о том, чтобы отменить «сухой» закон для водителей и вернуть положение, когда допускалось содержание алкоголя в крови водителя на уровне 0,2 промилле. С учетом того, что человек принимает лекарства, выпил кефир либо квас, да и алкотестеры порой страдают погрешностью. Ваше мнение на этот счет?
- Ради интереса я сам пробовал пить кефир, соки и после этого проводил освидетельствование. Такие же эксперименты проводили и другие наши сотрудники. Прибор ни разу не показал отклонений! Приборы, которыми оснащены наши сотрудники, точны, у этих алкотестеров нет отклонений и погрешностей, они прошли сертификацию и допущены к эксплуатации.
А в том случае, если наши законодатели примут поправки и разрешат эти спорные 0,2 промилле, Госавтоинспекция как орган исполнительной власти будет исполнять закон. Но мое личное мнение - человек, который выпил хоть десять, хоть двадцать или тем более сто граммов водки, вина, пива - любого спиртного напитка, не должен садиться за руль ни в коем случае! Это грозит опасностью. Вспомним прошедший год, когда в Москве случились страшные дорожно-транспортные происшествия.
Пьяный водитель, которого неоднократно лишали прав, вновь садится за руль и убивает сразу 5 - 7 человек! А ведь человеческая жизнь бесценна. Поэтому для меня пьяный водитель - личный враг. К сожалению, и у нас в Казани начиная с 2008 года идет рост выявления пьяных водителей. Рост благосостояния участников движения повышается, а культура вождения - нет. При этом еще надо учесть нынешний транспортный поток, когда и автоинспекция не справляется в силу большой загруженности трасс. Большие массовые мероприятия, такие как футбол, хоккей, концерты, не дают нам возможности работать в полной мере по пресечению данного вида правонарушений. Да, мы признаем, что выявляем не всех правонарушителей, но работа проводится. И уверяю вас, она будет продолжаться еще жестче.
- Мы сейчас говорим о пьяных за рулем. Но можно ли таковым считать водителя, который принял необходимое ему лекарство? А алкотестер показал: он нарушитель...
- Нет, лекарство наши алкотестеры за алкоголь не признают. Но хочу обратить внимание вот на какой момент: в ПДД есть прямой запрет на управление ТС в утомленном, болезненном состоянии. Напомню, транспортное средство - это средство повышенной опасности. Если я устал, принял лекарство - у меня замедляется реакция. Соответственно я создаю угрозу не только себе, но и другим людям, которые окружают меня на дороге.
...и вернутся ли баллы?
- Около шести миллионов нарушений ПДД в Татарстане за год - эта цифра, конечно, впечатляет. В связи с этим вновь встает вопрос о мере наказания. Многие из нарушителей с легкостью платят любые штрафы и продолжают держать в напряжении всех участников дорожного движения. Может быть, вернуть балльную систему, когда водитель, набравший определенную сумму баллов за нарушения, в итоге лишался прав?
- Да, водители с большим стажем вождения и жизненного опыта, анализируя нынешнюю ситуацию, считают, что балльная система действительно была довольно действенной мерой, удерживавшей от нарушений ПДД. Мы со своей стороны добавим: дабы вернуть балльную систему, нужно, чтобы она доказала свою эффективность. Тем более что сейчас внедрить ее можно уже на более высоком уровне. Казань в достаточной степени оснащена видеофиксаторами, автоматическими системами видеонаблюдения. Такая база приборов видеофиксации регистрирует нарушения скоростных показателей, правила проезда перекрестков, так что возродить балльную систему не составит труда. Более того, в нынешних условиях, когда учет ведут приборы, исключается фактор предвзятости к водителю со стороны госавтоинспектора - между ними не происходит контакта. Набрал по автоматической фиксации баллы за нарушения ПДД - есть повод дать оценку профпригодности тебе как водителю.
Обращение главного дорожного инспектора ко всем казанцам
1. Хочу обратить внимание и пешеходов, и водителей, что обеспечение безопасности дорожного движения - это забота не только сотрудников ГИБДД и органов власти, а в первую очередь каждого участника дорожного движения: пешехода, пассажира, водителя.
2. Сел в машину - пристегни ремень, начинаешь движение - подумай о том, чтобы не создать помех другим участникам.
3. Являясь пешеходом, помни о том, что транспортное средство не может остановиться моментально при нажатии на тормоз, нужно определенное время, чтобы остановить транспорт весом более тонны.
4. Проявляйте уважение друг к другу на дороге - это помогает сохранять наше здоровье и жизнь.
Представляем героя интервью
Ибрагимов Рустам Анварович родился 10 июля 1967 года в селе Байряки Бавлинского района РТ. Закончил Казанское высшее танковое командное училище и Казанский юридический институт МВД России. С 2012 года - начальник отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Казани. Полковник полиции. Женат, отец троих детей.