19.12.05. С сегодняшнего дня решил вести своего рода ежедневник, в который буду записывать свои мысли, показавшиеся мне любопытными, или просто выливать сюда все что наболело. На гражданке многие вспоминают свои армейские будни только по поблекшим фотографиям. А мне здесь пришла идея: почему бы не записывать и не сохранить таким образом свои впечатления?
20.12. Мне говорили, что в армии нечего делать. Только теперь, на собственном опыте, я понял смысл данного утверждения. Здесь есть все что угодно, кроме творческого мышления, воплощения в жизнь собственных порывов, амбиций, идей. От несвободы возникает ощущение того, что в армии "нечего делать". Конечно, в армии есть чем заняться, но это никак не связано с тем, что ТЫ хочешь.
Старослужащие в свободное время занимаются разной ерундой, в основном смотрят по телевизору попсу. Если все будет хорошо, то я смогу заняться японским и подготовкой к вступительным экзаменам, главное - не терять полгода.
21.12. Вчера в клубе показывали импровизированный концерт. Вся учебка слушала, как поют рядовые, сержанты и прапорщики. Пели в разных жанрах, но неплохо получалось у всех. Радует, что здесь все же иногда можно встретить что-нибудь человеческое, а не только уставно-дедовщинные проявления.
22.12. Раньше не любил смотреть что-то связанное с армией. Сейчас в "ленинке" все смотрят "Солдат". Многое в сериале откровенная неправда. Скажем, дневальные моют пол в казарме шваброй. А наш сержант Ч. сказал:
- Запомните, в армии ВСЕ моется руками, и не смотрите на е...ных "Солдат".
То ли консультанты в сериале плохие, то ли все сводится к банальной агитации. Но все равно смотрю и уже не морщусь.
24.12. Вчера я получил первое письмо из дома. Когда читал, комок стоял в горле, а из глаз лились тихие слезы человека, который поклялся больше не плакать. Только тогда я понял, насколько могу быть слаб.
Первое солдатское письмо... Будто лучик солнечного света пробился через серую завесу пасмурного дня и на секунду осветил и согрел путника, бросившего все и ушедшего из родных земель искать себя.
Боль имеет свойство проходить, раны заживут, оставив за собой броню, которая не поддастся в трудную минуту. В любом случае пока я не склоняюсь к романтизации армии, как, впрочем, и адом службу не могу назвать. Для меня это скорее горькая пилюля, которую надо разжевать, чтобы избавиться от того жуткого болота, которое я называл жизнью.
25.12. Сегодня ночью к нам в учебку привезли новых призывников из Дагестана и Осетии. Посмотрев на этих людей впервые, могу сказать, что не очень удивлен. Суровые лица, высокий рост, какая-то странная, немного настораживающая тема во взгляде. Впрочем, нужно учесть, что они переживают шок.
В армейской среде они считаются самыми строптивыми, потому что крепко держатся друг за друга. Наш сержант Б. с неким злорадством рассказывал, как бывает трудно "вскрывать дагам броню".
На примере новоприбывших вижу, как много изменилось в нас самих. Незаметно часть становится привычным местом пребывания, колючая проволока с четырех сторон уже почти не замечается. Мы перестали содрогаться от каждого выкрика сержанта, видим, что в мате том не так много истинного раздражения, как это казалось раньше.
Человек может привыкнуть почти ко всему, если его поставить в положение, где у него не будет выбора.
26.12. Впервые стоял в наряде. Мне повезло с сержантом П. Он относится к личному составу хорошо, хотя может быть и строгим, если кто провинился. Главный момент - в нем не чувствуется внеуставной плесени, которая порой проедает тут людей насквозь. Кроме прочего, сержант любит рассказывать что-нибудь из своей службы или жизни на гражданке. С другими сержантами в наряде было бы куда тяжелее.
Мама написала: "пока не потеряешь что-то". Да, это так. Только когда у тебя отбирают вещи, казавшиеся само собой разумеющимися, разлучают с родными, только переживая тоску по дому, можно по-настоящему понять цену того, что ты вкушал, не ощущая вкуса.
27.12. Меня постоянно преследует ощущение, что я недоспал. По распорядку дня мы спим восемь часов, а по воскресеньям на час больше. Не думаю, что это мало. Тем не менее днем, если ничем не занят, начинают слипаться глаза, и пару раз я чуть было не попал из-за этого в переплет. Поздновато для акклиматизации по часовым поясам. Прошел почти месяц, поэтому мне с трудом верится, что мой организм еще не привык. Надеюсь, это пройдет.
29.12. Вот и настал день аттестационной комиссии, знаменующий фактическое начало учебки. Меня отобрали в стрелки. Как раз то, что я хотел освоить больше всего, ну, если не считать рукопашный бой.
Скоро наша команда будет распихана кто куда. Сегодня, наверное последняя ночь, когда мы еще можем называться "Татарстаном". Армия от самого сборного пункта видится мне дальней дорогой со множеством попутчиков, минутной дружбой и побратимством, с тяжестью последнего "прощай" или неуверенного "увидимся", за которым слышится все то же "никогда".
31.12. Сегодня суббота, день уборки в казарме, ПХД, хозяйственный день или "просто х...ый день", как его в шутку называют военные. На полу казармы пена, которой слишком много. Чтобы ее смывать, подчас на всех не хватает ведер с водой. Двигать кровати приходится трижды - настоящее издевательство. Впрочем, ПХД прошел даже весело, мы шутили и строили планы. Единственный раздражающий фактор - сержанты, то и дело дающие "бесценные" советы и указания, преимущественно весьма громким тоном.
1.01.06. Вчера было празднование моего самого любимого праздника - Нового года. Несмотря на то что сейчас я далеко от дома и близких мне людей, было довольно весело. Во всяком случае, по прошествии времени мне так кажется. Количество сладостей, общее настроение, а также атмосфера соответствовали. Я подозреваю, что потом буду вспоминать это как один из самых памятных своих празднований.
2.01. Странные, совершенно гражданские сны бередят душу, превращая подъем в сущий кошмар. Невозможно описать словами тот букет ощущений, что рождается у тебя, когда вдруг из спокойного уединения дома тебя вырывают в холодную, дрожащую реальность, свет в глаза и крик: "Рота, подъем!" Когда за секунды осознаешь, что розовая пелена, окутавшая твое сознание ночью, это только плод воображения, сладкий сон. Самое тягостное то, что едкое разочарование в такие секунды делает тебя очень уязвимым, а ведь времени на слабость нет ввиду того, что следует быстро и без суеты одеться. Давление на психику превышает все границы.
5.01. Дни холодного января так похожи один на другой, что писать о них не захотелось. Когда мы приехали, месяц висел в черном небе тонким серпом. Шло время, он постепенно полнел, превращаясь в блестящий диск, похожий на кошачий глаз, озорно глядящий прямо в душу. Теперь начался новый...
За изменениями в природе я наблюдаю постоянно, потому что созерцание вещей, которые были до тебя, есть и будут еще долго после того, как тебя не станет, чувствую, несет облегчение, освобождение от бренных проблем. Меня удивительным образом греет мысль, что эти же звезды, луну и великолепное небо видят и где-то далеко в моих родных краях.
9.01. При армейской системе люди и не могут стать культурными, откуда? Ведь даже офицеры (или многие из них, а ведь кому как не им?) не отличаются высоким культурным уровнем. Чему они могут научить солдат? Держать строй, соблюдать дисциплину, которая рассчитана в полной мере только на новобранцев? А ведь в педагогике есть и другие факторы, называемые личностными. Душа человека. Над этими словами посмеются тут многие. Рядовые, сержанты, офицеры. Какая к черту душа солдата? Солдат - это не профессия, это скорее состояние или социальное положение. Словом "солдат" на два года жизни можно заменить слово "человек". Со всеми вытекающими.
12.01. Мой дом там, где я есть. Моя кровать там, где я сплю. Мои друзья - те, кто вокруг меня. С такими принципами живут люди дороги. Их дом везде и нигде. Люди полные контраста, прекрасные в своей незаконченности, подобно японским хокку.
Да, я хочу быть таким. Свободным от многого, что сковывает людей, определяя их судьбу с рождения до смерти. Хочу уточнить. Все же существует вещь, которой я готов присягнуть. Выкладывать о своей мечте здесь мне пока кажется преждевременно. Кто меня хорошо знает, прекрасно осведомлен что да как.
24.01. Дорогие мои родные, мама, братья и друзья! Посылаю вам эти записи как качественную (или нет?) замену письму, которое писал уже неделю, но так и не смог дописать... Здесь содержатся довольно исчерпывающие сведения, касающиеся моего житья-бытья на ниве армейской жизни.
Посылаю это в день, когда дождался второго письма из дома. Сегодня 24-е, а это значит, что мамино новогоднее письмо шло аж три недели. Почти месяц... надо же, как долго сюда идут ваши белые журавлики, так придающие мне силы...
Журавлик белый -
Крыла бумажного взмахом
Весну в душе мне принесет
(ответ на твое великолепное стихотворение, милая мама. Как-то по-солдатски получилось, не так ли?).