Завещание Михаила Девятаева. Сенсационная сторона подвига легендарного летчика

Позавчера, 8 июля, легендарному казанскому летчику, Герою Советского Союза Михаилу Петровичу Девятаеву исполнился бы 91 год.

news_top_970_100

Тайна

Судя по публикациям в прессе и интернете, имя Девятаева широко известно далеко за пределами Татарстана. Его книга «Побег из ада» переведена на насколько языков. Памятники ему стоят не только в Казани и на родине в Мордовии, но и в Германии. Подробному описанию побега десяти узников немецкой ракетной базы Пенемюнде на самолете Не-111 в марте 1945 года посвящены сотни публикаций как в центральных, так и местных СМИ.

Суть всех публикаций: единственной заслугой Девятаева, за которую он получил звание Героя Советского Союза, стал угон немецкого самолета, спасение жизни своей и 9 товарищей. Больше никакого значения в дерзком перелете никто не усматривает. Все демонстративно ограничивается только его описанием.

Но могли ли в тревожном 1957 году удостоить пленника таким высоким званием только за угон вражеского самолета? Имел ли побег Девятаева кроме пропагандистского, описанного сотни раз, еще какой-то смысл? Жившие в советские времена знают: если много пропагандистского треска, значит, что-то скрывается или недоговаривается. Так было с подвигом Николая Гастелло, 28 панфиловцев... Многие знают подробности его побега, но об истинном значении подвига отважного летчика известно единицам.

Повышенным вниманием к деталям жизни героя отличается и книга «Михаил Девятаев», изданная в прошлом году архивной службой Республики Мордовии. На 248 страницах подробно изложена биография Михаила Петровича с рождения до последнего дня жизни. Опубликованы десятки архивных документов, в том числе рассекреченные в последние годы. Но после их прочтения возникает вопрос: полностью ли публикуются эти документы или снова, как во времена цензуры, в них вычеркнули самое главное?

Самый важный из документов, представленных в книге, - протокол допроса Девятаева следователем отдела контрразведки «Смерш» ст. лейтенантом Потокиным. Документ не датирован, но, судя по всему, составлен 9 марта 1945 года, на следующий день после побега. Его выдержка занимает три страницы. Следователь подробнейшим образом выпытывает детали захвата самолета и маршрута полета, почему-то так ничего и не узнав от пленника самой секретной базы Германии о ракетах Фау-2.

Горечь

Значит, советский летчик Девятаев, приговоренный фашистами к смерти и именно потому работавший в группе маскировки сверхсекретного оружия вермахта, чудом вырвавшись из этого ада, НИЧЕГО НЕ РАССКАЗАЛ следователю «Смерша» ни о существовании мощных ракет, ни о координатах их пусковых установок? Как можно истолковать этот факт? Как нерешительность? Скромность? А может быть, просто предательство?

Невозможно понять, из каких соображений составители книги решили так подставить Героя Советского Союза. Неужели цель авторов - бросить тень на его доброе имя? Если нет, то подобные публикации порезанных цензурой документов - компромат на мужественного и честного человека. Можно было бы сомневаться в том, видел ли вообще Девятаев немецкие ракеты на острове, если бы не рассказ самого Михаила Петровича, зафиксированный мною на видеокамеру. 8 марта 2002 года легендарный летчик пригласил меня домой и поделился тем, что его мучило все эти годы:

- Мне пишут не только одобрительные письма, - с горечью сказал Михаил Петрович, - бывшие узники Пенемюнде сетуют: «Вы улетели, а оставшихся расстреливали за ваш побег сотнями».

Оказывается, все эти годы Михаил Петрович не мог сказать открыто, что они не просто спасали свои жизни. Если бы смельчаки не улетели, ракеты Фау-2 еще какое-то время громили бы Лондон. А всех узников Пенемюнде уничтожили как свидетелей. Ведь когда Девятаев прилетел, он сразу сообщил точные координаты десяти установок Фау-2 командующему нашей 61-й армией генерал-лейтенанту Белову. Тот передал их куда следует. Через несколько дней ракетная база Пенемюнде была уничтожена. Только фашистов погибло при бомбежке около 3,5 тысячи... А в сентябре 1945 года Девятаева уже из советского лагеря на территории Польши вызвал на остров некто полковник Сергеев. (Потом стало известно, что это был будущий главный конструктор советских ракет Сергей Королев.) Они вместе изучили все места стартовых площадок, взорванные и затопленные цеха по производству ракетных установок. После этого Девятаева направили на поселение в Псковскую область. И освободили не сразу...

Чего стыдимся?

Ни один чиновник (и даже сын Девятаева!) до сих пор не решается рассекретить эту сторону побега. Что же пытаются скрыть? То, что Фау-2 воссоздали по узлам, а в октябре 1947 года она была названа первой советской ракетой Р-1? Кто-то из интересующихся историей этого не знает? Может быть, этот факт не признан в Музее космонавтики в Калуге? Признан! Тогда что же до сих пор скрывать? Такая перестраховка компрометирует доброе имя Героя Советского Союза Девятаева. Другого смысла в замалчивании нет. На мой взгляд, давно пора во всеуслышание признать: главный смысл подвига Девятаева в том, что

Приходится признать, что ничего подобного в СССР тогда не было. А первая наша ракета была копией трофейной немецкой. Но что в этом стыдного? Почему американцы не постыдились назначить пленного Брауна руководителем своего НАСА? Амбициозным американцам не стыдно признать, что все их «Шатлы» придумал пленный немец, а мы стыдимся? Чего? Если все последующие поколения наших ракет - разработки советских конструкторов…

Повторяю, Девятаев завещал мне сказать правду о его побеге. Сделать это самому Михаилу Петровичу мешали и подписка о неразглашении гостайны, и невероятная скромность. Но сколько можно замалчивать главные факты из биографии Девятаева, раздувая несущественные детали? Герой заслуживает того, чтобы хотя бы шесть лет спустя после его смерти цензура и чиновничья перестраховка не мешали возвращению его истинной, а не выдуманной славы.

Перечитайте еще раз книги о Девятаеве, и вы поймете, какими усилиями пропагандисты старались скрыть истинный смысл побега. Сплошной звон литавр и громкие слова, но ни слова о сути! Но, может быть, пора сказать правду о подвиге героя? Чтобы хотя бы внуки знали, кто сыграл одну из главных ролей в битве с «чудо-оружием» Гитлера. И кто содействовал тому, чтобы оно стало щитом для нашей страны.

Михаил Петрович Девятаев заслужил, чтобы правду о его подвиге знал не только узкий круг ракетостроителей и сотрудников спецслужб, но и все ныне живущие. Ведь в том, что был побежден фашизм и не началась третья мировая ракетно-ядерная война, есть и заслуга легендарного летчика.

КСТАТИ

Всех, кто хочет услышать последнее интервью Михаила Петровича с рассказом о Фау-2 и ракетной базе Пенемюнде и увидеть двигатель Фау-2, сохраненный в КАИ, приглашают в Музей-мемориал Великой Отечественной войны, расположенный в Казанском кремле.

news_right_column_240_400