Основные вопросы и претензии участников рейда - к главам местных поселений, садово-дачным товариществам и гаражным кооперативам. Пусть и не столь масштабные, как в былые годы, но кидать мусор на прилегающую к железной дороге территорию народ не перестал. Не пугают штрафы, не мучает гражданская совесть.
- В рейде кроме экологов участвуют представители администраций по зонам ответственности, главы всех сельских поселений, граничащих с железной дорогой, - говорит начальник ЦТУ Министерства экологии и природных ресурсов РТ Ильхам Сабиров. - Нарушения есть в каждом районе, в большей степени причина - отсутствие контейнерных площадок или несвоевременный вывоз отходов. Мы определили срок - к 23 апреля все нарушения, выявленные в рамках рейда, необходимо устранить, прилегающая территория должна быть приведена в порядок.
Срок слишком короткий, сетуют главы поселений. Но если они не уложатся в эти дни, то за несоблюдение эпидемиологических и экологических требований при обращении с отходами производства и потребления к ним будут применены штрафные санкции.
- В прошлом году в рамках такого рейда было выявлено порядка 74 нарушений, - продолжает Ильхам Сабиров. - В этом году - значительно меньше. Точное количество установят наши инспектора, и в ближайшие дни будут организованы повторные рейды по территориям, где сегодня выявили несанкционированное размещение отходов.
Экологические рейды по Горьковской железной дороге были начаты в 2007-м. За эти годы ситуация на полосе отвода и вдоль нее заметно улучшилась.
- Такие рейды дают серьезные положительные результаты, - считает замначальника Горьковской железной дороги по Казанскому территориальному управлению филиала ОАО «РЖД» Александр Черемнов. - Из года в год свалок, мусорных навалов становится все меньше, но воспитание и менталитет населения все еще оставляют желать лучшего.
Такого же мнения и начальник экологического надзора Кадрия Хисматуллина.
- Ежегодная сезонная уборка не решает саму причину возникновения проблем с мусором, - считает она. - Менталитет россиян поменять довольно сложно. Но есть надежда, что внедрение в этом году такого института, как региональный оператор, изменит ситуацию к лучшему. Напомню, Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект, изменяющий схему управления рынком твердых бытовых отходов. Согласно схеме рынок будет замкнут на региональных операторов-монополистов, их тарифы будут регулировать власти регионов.
Мнение журналистов, ежегодно участвующих в подобных рейдах: надо разработать новый экологический маршрут - по реке Волге в окрестностях Казани. На волжских берегах «украшают» пейзаж залежи твердых бытовых отходов, которые скапливаются в некоторых поселениях годами.