Но первые же дни практики по автовождению, проведенные за рулем, стали днями великих открытий. Мы, курсантки автошколы, узнали о себе много интересного, в частности о своем родстве с домашними парнокопытными. Хотя обращения "тормозная корова" и "коза" были еще самыми ласковыми.
Еще в автошколе наш инструктор отказывался понимать, что мы действительно серьезно намерены изучить автодело, чтобы впоследствии управлять автомобилем. Ему казалось, мы пришли сюда исключительно для того, чтобы он цапал нас за коленки, и все занятия с нами старался свести к игривым разговорам. При этом с мужиков-курсантов на теории драл по три шкуры и никогда не давал им потачки.
На практике по вождению, как я уже отмечала, было еще хуже. И не потому, что, как оказалось, в реальной жизни мы чужие - все ездят не по тем правилам, которые так прилежно зубрились нами в школе! Например, если поворота направо нет, это вовсе не значит, что все, как и мы, не будут туда поворачивать из крайнего левого ряда! Как выяснилось, "братья по баранке" тоже не желают относиться к нам с уважением. Женщины приделывают трогательные стики-"туфельки" на заднее стекло, робко надеясь на снисходительность мужчин, а те стараются обогнать, подрезать и лихо промчаться мимо, показав тем самым: вот как надо ездить, дуреха!
Выяснилось, что дискриминация за рулем существует не только в дурацких анекдотах про женщину. И более того: если в криминальных новостях сообщают о ДТП, в котором участвовала женщина-водитель, то обязательно упомянут об этом, хотя объективно это не имеет значения. Уж если жидкость в организме тормозная, то у представителей обоих полов ее уровень одинаковый.
Ну почему мужчины так охотно извиняют своих соплеменников-автопокеров и не прощают дамам какой-нибудь мелочи? А ведь каждый в своей жизни немало встречал представителей сильной половины человечества за рулем, которые "забывают" включать поворотники или с левым поворотником поворачивают направо, а уж о любителях нестись по "встречке" я вообще молчу. Почему даже самый милый мужчина и корректный водитель, мягко говоря, напрягается, когда видит за рулем женщину? Причем только самый воспитанный из них отреагирует ироничным замечанием, а самый несдержанный обязательно припомнит анекдот про обезьяну с гранатой и прибавит крепкое словцо. Чего-то они все от нее ждут, но чего? Я попросила высказаться на эту тему клиентов ближайшей авторемонтной мастерской. И вот что услышала...
ВСЕ ЖЕНЩИНЫ - ДУ...
- Даму за рулем я угадываю по ее поведению в потоке: медленный разгон, столь же неоправданно медленное движение по полосе, мешающее другим водителям, и порой непредсказуемые маневры типа внезапного поворота со второго ряда. А если при этом еще учесть и общие особенности национального вождения... Хотя я сам лично знаю женщин, которые гоняют не хуже Монтойи...
- Хоть моему "Ниссану" "морду" разбил мужик, а не женщина, я бы все равно никогда не разрешил этому слабому полу садиться на какой-нибудь транспорт опаснее велосипеда! Они же только о красоте своей думают, когда в зеркало заднего вида смотрят, а не о том, что за их спиной делается.
- Я лично в манере езды женщин не вижу ничего особенного. А мужики правила чаще нарушают.
- О! У нас с другом хобби такое: ставить на спор, кто за рулем - мужик или ба... то есть женщина. Она едет посередине разделительной линии со скоростью 30 км/час, и ей пофиг, что движение тормозится и справа, и слева от нее!
- Они сначала резко притормаживают, поворачивают и уж только потом вспоминают про поворотники! Пусть лучше со своей сложной психикой сидят на кухне.
- Кто их подрезает?! Да упаси боже! Я к ним и приближаться боюсь! Ведь никогда не знаешь, чего от них ждать!
- Женщина за рулем - как звезда на небе: ты ее видишь, а она тебя - нет.
- Моя жена прекрасно водит машину. Всегда пользуюсь этим, когда мы возвращаемся из гостей, а я подшофе. Но она у меня хладнокровная, в милиции работает.
Также выяснилось, что мужчин в женщинах-водителях раздражает все: и то, как они сидят за рулем (сжавшись в комок и навалившись всем телом на руль), и даже обувь - "надела каблучищи - и как она думает тормозить таким копытом?"
...И ВООБЩЕ - ОНИ ЛЮДИ?
- Эта тема интересна только восточной части Европы, - заметила психолог Вера Сотникова, к которой я обратилась за комментарием. - Дело не в женщинах, а в мужчинах, вернее, в их отношении к женщине, которое до сих пор остается патриархальным. На дворе XXI век, а мы еще во многом мыслим категориями Средневековья. Тогда философы всерьез спорили: "А является ли женщина человеком?" Или "Домострой": мужчина - господин, женщина - его раба, да убоится мужа своего. А женщина не убоялась и посягнула на такую мужскую святыню, как автомобиль. Иначе почему мужчины прощают друг другу на дороге что угодно, а женщине даже образцовое поведение простить не могут? А ведь женщины-водители более дисциплинированные, и реакция у них нормальная, иначе природа не доверила бы женщине воспитание ребенка. Так что дело не в различии полов, а в тактике поведения. Попадая в экстремальную обстановку, мужчина действует быстро и по ситуации, а женщина старается сосредоточиться, чтобы делать по тем правилам, которым ее учили, оттого и создается впечатление, что она "тормозит".
- Мы водителей по половому признаку не делим, - заявил инспектор ДПС полка ДПС ГИБДД УВД г. Казани Нияз Ахметов. - Поэтому статистики, кто больше нарушает, у нас нет. А большой разницы, кто за рулем, я вообще не вижу. Скажу одно: в отличие от мужчин ни разу не видел пьяную или хотя бы слегка поддатую женщину за рулем. А это большой плюс в пользу женщин.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ АВТОЛЕДИ
Справедливости ради стоит заметить, что у женщин действительно есть ряд объективных недостатков, с которыми надо бороться или по крайней мере не обижаться, когда о них напоминают. Автоинструктор Адель Нигматзянов дал ряд полезных советов для женщин-водителей. Придерживаясь их, вы избежите большей части упреков в свой адрес.
На дороге считайтесь не только с собой, но и с другими участниками движения. Здесь мужчины не обязаны пропускать вас вперед, как в обычной жизни, только оттого, что вы женщина.
Многие женщины намеренно ездят мало - это неправильно. Навыки такого водителя никогда не будут совершенствоваться, он навсегда останется новичком.
Нужно уметь предвидеть опасную ситуацию и вести себя соответствующим образом.
Вы должны уметь ездить в любых погодных условиях, реально оценивать дорожную обстановку, свои силы и силы своей машины.
Обычно женщин не приходится упрекать в том, что они содержат свой автомобиль в беспорядке. Но это должно относиться и к его техническому состоянию. Знать устройство автомобиля, уметь самостоятельно сделать мелкий ремонт - обязательно! Это очень дисциплинирует водителя.
Когда вы за рулем, забудьте о том, как вы выглядите! Пусть вас не беспокоит то, что сегодня у вас макияж не в порядке - ведь вас оценивают в данный момент не как женщину, а как водителя.
И постарайтесь не обращать внимания на грубости на дороге. Да, это выводит из себя, но ведь ваша главная задача за рулем - реагировать не на хамство, а на маневры водителей. Это действует отрезвляюще на тех, кто любит подрезать, обгонять и т.д.
В экстремальной ситуации женщина за рулем на самом деле действует менее быстро, чем мужчины, реакция ее менее адекватная. Но все это дело практики. Учитесь, тренируйте ум решением самых различных транспортных задач. Не говорите: "Я в жизни этому не научусь, потому что я не мужчина!" Научитесь! И будете ездить еще получше всякого мужчины.
Запомните: за рулем нет женщин и мужчин, а есть плохие и хорошие водители.