ЖЕРТВЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ

ЖЕРТВЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ

news_top_970_100

29.08.2002 г. в нашей газете была опубликована статья М.Черепанова "Государственная тайна Казанской "психушки". В ней говорилось,  что согласно данным архивов МВД РТ и УФСБ РФ по Республике Татарстан с 1940 по 1970 годы только в палатах Казанской тюремной психиатрической больницы МВД СССР умерло более 1740 пациентов. Из них каждый четвертый - уроженец или житель Татарстана. Приводилась статистика смертности пациентов по конкретным периодам.

Так, только за 1942 год зафиксирована смерть 737 узников тюремной больницы.

Говорилось, что до сих пор дела многих из этих людей не рассмотрены Прокуратурой РТ, комиссией по реабилитации, хотя хранятся в архиве информационного центра МВД РТ. Реабилитировано было к тому времени лишь 78 из 400 наших земляков, умерших в Казанской спецпсихбольнице.Главный смысл статьи заключался в том, что пора вернуть хотя бы доброе имя узникам совести, безвинно замученным в тюремном отделении Казанской психбольницы. Пора сказать правду о злодеяниях, свершавшихся под прикрытием медицинского учреждения. Сделать это для того, чтобы невозможно было повторение преступлений против человечности в психиатрических больницах. Секретность должна быть лишь в случаях, предусмотренных законом (когда сам пациент или его родственники не желают разглашать факт ЛЕЧЕНИЯ в психбольнице).

После публикации статьи в редакцию пришло письмо Р.Хамитова - главного врача Казанской психиатрической больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением МЗ РФ. Он пишет: "Причиной создания первой и до 1951 г. единственной в СССР Казанской психиатрической больницы специального (тюремного) типа было то, что в отделении для принудительного лечения Республиканской психиатрической больницы скопилось большое количество больных из числа совершивших тяжелейшие преступления против личности и создающих угрозу для жизни персонала и других больных. Кстати, во все времена численность привлекаемых к ответственности по данной категории преступлений составляла более 80%...

За годы власти большевиков в больницу поступило не "десятки тысяч граждан страны", а около 10 тысяч больных, в основном привлекавшихся к уголовной ответственности за убийства, изнасилования, разбой, а вовсе не по политическим статьям. Количество пациентов по этой категории статей УК РСФСР было в пределах 8 - 10%...

Количество умерших в палатах Казанской ТПБ в действительности составляет 400 человек... Видимо, высокая смертность в годы войны связана с тем, что тогда в больнице было открыто отделение для кратковременного лечения заключенных, содержащихся и страдающих острыми соматическими нарушениями...

Считаю, что публикация вводит в заблуждение читателей, подрывает авторитет и наносит ущерб репутации и доброму имени Казанской психиатрической больницы. Требую публикации опровержения и принесения извинений в вашей газете".

После того как автор статьи отказался публиковать опровержение, ГУ "Психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением МЗ РФ" обратилось с иском к нему и редакции "КВ" в Арбитражный суд РТ. Рассмотрев на открытом судебном заседании дело, суд, после того как редакция обосновала возражения по иску, дело прекратил в связи с неподведомственностью его арбитражному суду, указав, что дело не связано с экономической или предпринимательской деятельностью истца. Психиатрическая больница более с иском ни к автору, ни к редакции не обращалась, видимо, почувствовав в суде свою слабую позицию и то, что все данные, изложенные в суде, подтверждаются доказательствами.

СПИСОК РАСТЕТ

За два года судебных разбирательств мне удалось узнать много нового о процессе принудительного лечения в СССР. Значительно пополнился список пациентов, умерших в Казанской спецпсихбольнице. Теперь в моем списке их 1802. Из них уроженцев и жителей Казани - более 80 человек, а всего из Татарии - 482 человека. И это только тех, кто находился в тюремном отделении. Что касается обычных больных, их смертность, как оказалось, - счет особый.

Судя по записи в книге треста похоронного обслуживания г. Казани за декабрь 1941-го - март 1942 г., только 10 февраля 1942 г. в единой братской могиле захоронено 79 пациентов психиатрической больницы. А через 10 дней - еще 74. Итого только за февраль 1942 г. - 153 человека! Что самое главное - их нет в приведенном выше списке, это не осужденные, а обычные больные.

Может быть, это тоже были уголовники и маньяки, опасные для общества, а потому не имеющие права на жизнь? Факт массовой смертности пациентов психбольницы не опровергается утверждением, что лечилось в Казанской ТПБ за всю ее историю "только 10 тысяч пациентов", как сказано в письме. Это говорит лишь о том, что умер КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ из граждан, направленных на принудительное лечение.

Все это нынешний главврач пытается объяснить тем, что персоналу больницы было поручено лечение узников, "страдающих острыми соматическими нарушениями". Выходит, их присылали не для лечения, а лишь для регистрации смерти. Так ли это?

Внимательный анализ дел приводит к выводу: десятки пациентов Казанской ТПБ не были изможденными узниками лагерей, но умерли через несколько месяцев после ареста. Их смерть - на совести сотрудников тюремной больницы того времени.

Можно, конечно, все списать на войну. Время, мол, было такое - болезни, голод... Если такая смертность была в больнице, то сколько людей сгинуло в самих лагерях и тюрьмах?

Только в исправительно-трудовой колонии №5, которая находилась на острове Свияжск и с 1956 г. стала филиалом Казанской психбольницы, с конца 30-х по 70-е годы прошлого века умерло 3087 заключенных. А всего, по данным информационного центра МВД РТ, на территории Татарстана в те годы умерло в заключении более 23700 человек. Это не считая расстрелянных!

Смертность в Казанской ТПБ была достаточно высокой и в послевоенное время. С 1946 по 1950 годы здесь скончалось еще 110 человек.

Была ли неизбежной смерть пациентов тюремной больницы? Понесли ли ответственность за это сотрудники, руководство тюремной психбольницы тех лет? Нет. Более того, "их честь и достоинство" до сих пор отстаиваются в суде.

"ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ"

Р.Хамитов утверждает, что пациенты Казанской тюремной психбольницы "привлекались к уголовной ответственности за убийства, изнасилования, разбой, а вовсе не по политическим статьям. Количество пациентов по этой категории статей УК РСФСР было в пределах 8 - 10%..."

Кто же они - эти 1800 "врагов народа", умерших в Казанской ТПБ? Что говорят документы?

В своей статье я цитировал Положение о Казанской тюремной психиатрической больнице НКВД СССР, утвержденное 13 июля 1945 г., в котором сказано:

"В Казанской СПБ содержатся: а) душевнобольные заключенные, совершившие государственные преступления... б) душевнобольные заключенные, осужденные за совершение государственных преступлений, душевное заболевание которых началось в тюрьме..."

8 июня 1956 г. комиссия Прокуратуры СССР составила акт: "На 1 июля 1956 г. из 413 находившихся в Казанской тюремной психбольнице 270 человек осуждены по статье 58 УК РСФСР; некоторые из них томились в больнице с первого года ее основания - 1939-го, другие - в среднем по 10 лет".

Среди тех, кого главврач называет маньяками-убийцами, более 130 женщин, возраст пациентов на момент смерти - от 13 до 96 лет.

20-летний колхозник колхоза "Победа" Шереметьевского района Петр Петрович Абрамов арестован 31 августа 1942 г. Осужден по ст. 74-2 и 58-10 ч. 2 за "высказывание контрреволюционных повстанческих настроений". Верховный суд ТАССР 14 мая 1943 г. направил его на принудительное лечение в психбольницу. В июле 1943 г. паренек скончался.

При изучении дел в архивах установлено: 470 из 1800 умерших пациентов Казанской ТПБ осуждены по ст. 58 УК РСФСР и ст. 54 УК УССР, т.е. по политическим мотивам. При этом ни один из них не был приговорен к смерти.

Утверждение, что пациентами больницы с 1939 по 1970 гг. были на 80% "совершившие тяжкие преступления против личности", не что иное, как неуважение наших соотечественников, отцов и дедов, безвинно пострадавших от государственной системы.

Доказательство тому - исследовательская работа, которая начата в связи с принятием Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г. и постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 23.02.1999 г. "О создании Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан". Списки составлены и представлены в редакцию Книги Памяти по следственным и иным делам, хранящимся в архиве Управления ФСБ по РТ под руководством майора КГБ в отставке З.Гурской и в архиве информационного центра МВД РТ под руководством Е.Шевцовой.

Статья 3 вышеуказанного закона РФ гласит: "Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:

а) осуждены за государственные и иные преступления... г) необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение..."

Статья 8 гласит: "Органы прокуратуры составляют заключения и выдают справки о реабилитации заявителям, а при отсутствии таковых периодически представляют сведения о реабилитированных для публикации в местной печати".

Статья 11 гласит: "По ходатайству заявителей органы, осуществляющие архивное хранение дел, связанных с репрессиями, обязаны, если располагают соответствующими сведениями, сообщить им время, причины смерти и место погребения реабилитированного".

Сведения, найденные в архивах, уже опубликованы в 12 томах Книги Памяти жертв политических репрессий. К сожалению, работа по пересмотру дел и реабилитации узников Казанской тюремной психбольницы только начата. Многие из безвинно пострадавших так и не попали на страницы Книги Памяти, а значит, вычеркнуты из истории. Этот факт на совести тех, кто не выполняет закон, пытаясь соблюсти свои чисто ведомственные интересы.

news_right_column_240_400