Отбор присяжных заседателей, длившийся два дня, происходил в атмосфере строжайшей секретности. Толпу журналистов, собравшихся у здания Верховного суда РТ, в зал просто не пускали. (И как выяснилось, заранее было известно, что не пустят...) Даже крепкие парни, стоявшие у входа с автоматами, строго говорили телевизионщикам: «Ребята, меня не снимайте!»
Однако слухами земля полнится. Как стало известно позже, некоторые из 136 приглашенных вершить правосудие людей с улицы просто быстренько отказались от этой роли. Добровольно, по собственной инициативе. Потом выяснилось, что среди кандидатов немало таких, кто читал статьи или видел ТВ-сюжеты о преступной деятельности «Жилки». (Интересно, а кто в Казани не видел и не читал?) Они также в коллегию не вошли: не смогут быть беспристрастными... В общем, выборный процесс оказался нелегким.
Тем не менее, несмотря на все перипетии, и коллегия из 12 присяжных, и ее старшина уже избраны. Сегодня они приступят к слушанию дела. Выбраны также и более двадцати запасных присяжных. В состав коллегии они не входят, но на протяжении всего процесса будут находиться в зале суда. На случай, если придется кого-то заменить...
Дело казанского ОПС «Жилка» вполне можно назвать делом года. Шестнадцать человек, оказавшихся на скамье подсудимых, в период с 1995 по 2000 год совершили 19 убийств, четыре вымогательства, одно похищение человека, одно незаконное лишение свободы и одно хищение чужого имущества. Причем не только в Татарстане, но и в других городах и регионах России - Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Оренбургской области. В одно судебное производство по «Жилке» соединены 26 уголовных дел, возбужденных в 1995 - 2001 годах. В расследовании в общей сложности принимали участие более 80 сотрудников правоохранительных органов. Не говоря уже о 98 томах материалов дела (пожалуй, по «объему» «Жилка» уступит только набережночелнинской ОПГ «29-й комплекс», по делу которой следователями было собрано более 100 томов).
Ожидается, что осенью 2005 года судебный процесс уже завершится. Но завершится ли? Ведь подсудимые и с материалами дела знакомились так долго и старательно, что на это ушло больше двух лет...
Ильдар КАЮМОВ.