Пластмасса - незаменимый материал в различных сферах нашей жизни. Свойства, которыми он обладает, позволяют использовать его для изготовления предметов быта, игрушек, упаковки и многого другого. Однако большое количество пластика в окружающей среде наносит непоправимый вред экологии. Готовы ли жители нашей страны отказаться от пластмассы? Социологи провели опрос, чтобы это выяснить.
По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в партнерстве с Российским союзом химиков, наиболее востребованные жителями нашей страны бытовые изделия из пластика (из предложенных девяти) - те, что относятся к таре, то есть служат для переноски и хранения. В числе пластиковых предметов, которыми пользовались россияне в последнее время, - бутылки для жидкостей (94%), пакеты (91%), пищевые контейнеры (88%) и пищевые упаковки (78%).
Среди других популярных пластиковых изделий - средства гигиены (зубная щетка - 82%), кухонные принадлежности (одноразовые салфетки из нетканого материала - 62%, посуда и столовые приборы - 42%), а также одежда из синтетики (47%). Детскую посуду и столовые приборы из пластика используют 12% респондентов. В силу того, что такие изделия скорее актуальны для родителей маленьких детей, этот вариант вдвое чаще фигурирует в ответах россиян активного репродуктивного возраста (23% среди 25 - 34-летних участников опроса).
Более половины респондентов (на вопрос отвечали только потребители того или иного товара) признались, что не готовы отказаться от пластиковых пищевых контейнеров и зубных щеток (55% и 54% соответственно), 48% не собираются отказываться от бутылок для жидкостей, 44% - от синтетической одежды, 43% - от одноразовых салфеток, по 42% - от пластиковых пакетов, детской посуды и столовых приборов.
При этом есть две категории одноразовых товаров из пластика - посуда и столовые приборы, а также пищевая упаковка, отказаться от которых готовы 81% и 68% россиян соответственно. Это те предметы, которые в домашних условиях можно заменить многоразовыми аналогами.
Шесть из десяти россиян признались, что готовы отказаться от использования изделий из пластика при аналогичной стоимости товара-заменителя (62%). Еще 16% опрошенных декларируют отказ лишь при условии, что последний будет стоить дешевле.
Без оглядки на цену товаров отказаться от пластика готовы лишь 13%. Среди тех, кто оценивает свое материальное положение как хорошее и очень хорошее, таких 20%. Тех, кто не готов отказаться от пластика ни при каких условиях, насчитывается 6%, причем мужчины отвечают так в два раза чаще женщин (9% мужчин против 4% женщин).
Повышается ли в нашей стране уровень экологической грамотности? Результаты, полученные в ходе проведенного опроса, позволяют сделать вывод о том, что россияне замечают деятельность отечественных компаний, связанную с ответственным использованием пластика. О том, что в последнее время встречали информацию об акциях по раздельному сбору пластика, сообщили 46% респондентов. Сведениями о продукции из переработанного пластика обладают 36% участников опроса. О том, что не встречали подобную информацию, сказал 41% россиян.
Во всероссийском интернет-опросе «ВЦИОМ-онлайн» приняли участие 1600 россиян
в возрасте от 18 лет