Золотая медаль, полученная в школе, всегда считалась знаком качества, доказательством старательности и таланта выпускника. Кроме того, она облегчала отличникам поступление в вуз. Выбирая из абитуриентов, набравших одинаковое количество баллов, всегда отдавали предпочтение медалисту. Кроме того, обладатель «золота» зачислялся в вуз сразу после первого экзамена, если он сдавал его на пятерку. Однако с 2009 года, когда ЕГЭ будет введен в полном объеме, за наградой сохранится только почетная функция. Она не сможет уже давать абитуриенту привилегий при поступлении в вуз - медалисты окажутся в равных условиях с остальными выпускниками школ.
Разумеется, такое положение не понравится многим родителям, чьи дети «пахали» с первого по одиннадцатый класс, честно и добросовестно зубря школьные и беря дополнительные, нередко платные, уроки. Тем не менее большинство преподавателей вузов убеждены: система льгот медалистам себя дискредитировала.
«Дело в том, что многие из них на самом деле вовсе не заслуживают награды, - считает, например, профессор педагогических наук Башкирского государственного педагогического университета Владимир Антонов. - Наша практика показывает, что успешно экзамены в вуз сдает только каждый десятый медалист, а остальные на собеседовании двух слов связать не могут». «А по моим наблюдениям, только половина медалистов соответствует нашим требованиям, - пояснил «Новым известиям» ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров. - Мне кажется, в этом главная вина ранней специализации в школе, которая не дает детям получить должный уровень знаний по всем предметам».
Известно и то, что на медали многих школьников «тянут». Неудивительно поэтому, что в мелких провинциальных городах выпускается больше медалистов, чем в Москве, хотя в столице их тоже немало - порядка 5 - 6 тысяч. Бывает, что школы даже зарабатывают на своих медалистах. «В школе, где учится моя дочь, педагоги отбирают из класса нескольких ребят и говорят им в открытую, что будут вести их на медаль, - рассказал «НИ» москвич Иван Ветров. - Какое-то время педагоги ставят детям отличные оценки, нахваливают. А потом внезапно все меняется: по некоторым предметам появляются тройки и даже двойки. Удивленным мамам и папам учителя советуют не волноваться, а устроить своих детей на дополнительные платные курсы, которые проходят здесь же в школе. Плата небольшая - около 400 рублей в месяц, поэтому родители соглашаются на это предложение. Ситуация мгновенно меняется: опять идут пятерки».
Упразднение медалей решит эту проблему, но породит массу других. «Отмена льгот для медалистов - совершенно лишняя мера. Следует бороться не со школьниками, получившими «золото» или «серебро», а с коррумпированными учебными заведениями, - считает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - Ведь многие ребята действительно старались все годы учебы. По-моему, достаточно установить жесткий контроль над учителями и администрацией школы, чтобы они не завышали ему оценок и не выделяли среди прочих школьников».
Как бы то ни было, уже через год определяющую роль в поступлении будут играть результаты ЕГЭ и профессиональные собеседования в вузах. Кстати, многие школьные педагоги уверены, что эти собеседования являются всего лишь лазейкой, позволяющей вузам выбирать себе студентов, абстрагируясь от ЕГЭ. Станет ли это новой почвой для коррупции или, наоборот, подарит шанс талантливым в узкой области ребятам, покажет время.