Звание велосипедной столицы нам не светит
news_header_top_970_100

Звание велосипедной столицы нам не светит

К маю 2011 года в Казани появятся велодорожки, прозвучало на аппаратном совещании в мэрии. Поэтому нужно разработать возможные велосипедные маршруты, в которых реально нуждаются жители города.

Велосипедный заговор

- Велосипед не спортивное снаряжение, а средство передвижения, - убежден казанский активист велосипедного движения Ильдус Янышев.

Он объездил на своем двухколесном друге Францию и Англию, видел его Мадрид, Белград, Тель-Авив, Амстердам... Правда, признается, что ему пока далеко до велосипедных кругосветок, когда люди проводят в пути по три года.

- Но все еще впереди, ведь транспортное будущее мира за велосипедами, - уверяет Ильдус.

Да, велосипедные амбиции захватили мир. За последние два года впервые велосипедов в мире произведено в два раза больше, чем автомобилей. Даже в Казани продажа великов выросла на 30%. Чехия, Германия и Франция показали большую фигу автомобилистам и совместно построили от Праги до Парижа трансевропейскую велосипедную магистраль протяженностью в 1400 км. Мэры Лондона, Нью-Йорка и Шанхая ведут переговоры о создании особой инфраструктуры: дороги, указатели, разметка, адаптированные для велосипедистов, специальные парковки. Кстати, на один автомобиль в Китае приходится 250 велосипедов. И не стоит ассоциировать велосипед с тихоходом: в Швейцарии построен электровелосипед, который способен развивать скорость 100 километров в час. В мире сейчас гоняют на одном миллионе таких великов.

100 тысяч парижских велосипедов

Это у нас в стране на велосипедиста привыкли смотреть как на транспортную помеху. В Париже он не просто полноценный, а приоритетный участник дорожного движения.

Одновременно в Париже катят на своих двух колесах более 100 тысяч велосипедов! Невозмутимые парижане ездят на них в любое время и по любому поводу, в офисных костюмах, в casual, в смокингах, вечерних платьях... Мамашам нет нужды расставаться с младенцами - есть специальные велосипеды, смонтированные с детскими колясками. Если у парижанина нет личного велосипеда или вы в Париже в качестве туриста - не беда. В центральной части города возле ключевых объектов установлены велосипедные терминалы, где обычно находятся «на приколе» 20 - 30 великов. Например, вы, турист, высаживаетесь на вокзале Аустерлиц, идете в велотерминал, по кредитной карте арендуете велосипед и… Париж у ваших колес. Первые полчаса пользования - бесплатно, один час - 1 евро, 2 - 3 евро и т.д. Аренда в течение суток - 20 евро. Всего в Париже около 2 тысяч таких велостанций с 30 тысячами великов.

Вполне допускаю мысль, что вовсе не забота о здоровье или экологии заставила 3% парижан пересесть на велосипеды. Автопарковки здесь очень дороги, а французы, как известно, очень бережливый народ.

Почем велосипедист?

В Лондоне тоже неплохо быть велосипедистом. Ведь мэр города Борис Джонсон - ярый поклонник этого движения. Каждый год в Гайд-парке он открывает сезон, лично возглавляя велопробег. Неудивительно, что Джонсон лоббирует интересы своих единомышленников в правительстве. Например, сейчас он добивается разрешения для лондонских велосипедистов поворачивать налево, проезжая на красный свет. Вероятно, в мечтах ему видится Лондон наподобие знаменитого своим университетом Оксфорда. Там вообще нет автостоянок. Кроме того, по инициативе Джонсона в велосипедную инфраструктуру вложено около 200 млн фунтов стерлингов. Почему именно такая цифра?

Дотошные англичане подсчитали: более 50% городских автопоездок составляет расстояние менее 8 км. Если один горожанин будет совершать 80 таких поездок в течение года на велосипеде, то он сэкономит государству 69 фунтов стерлингов в год за счет улучшения показателей здоровья и снижения парникового эффекта в атмосфере. И еще 137 фунтов - от уменьшения заторов на дорогах. В частности, доказано, что у пересевшего на велик англичанина увеличивается продолжительность жизни, снижается вероятность преждевременной смерти, инфарктов и соответственно сокращается количество бюллетеней. То есть вложенные в развитие велосипедного движения деньги возвращаются за счет полученного от него же положительного эффекта.

Премьер - всем ребятам пример

Уж не потому ли Нидерланды занимают первое место в мире по количеству велосипедистов в стране (27% всего населения), что яркий пример тому дал в свое время премьер-министр Вим Кок? Он прославился тем, что ездил на работу на обычном велосипеде. Нидерландского коллегу дружно поддержали еще два премьер-министра - Дании и Норвегии - и тоже пересели на велосипеды. И кстати, обе страны - также лидеры велосипедного движения (30% поездок совершается на велосипедах). Может быть, поэтому перед зданием парламента в Дании расположена огромная велостоянка, а автомобильная оттеснена в сторону?

- Хорошо бы и наши чиновники пересели на велосипеды… - мечтает Ильдус Янышев. - Может, тогда Казань станет велосипедной столицей России?

Янышев считает, что у Казани для этого есть все шансы - развитое спортивное движение, много молодежи.

Универсиада без велосипеда?

Еще один веский аргумент: в глазах участников будущей Универсиады, мы просто обязаны пересесть на велосипеды. Приедут к нам европейцы и по привычке захотят объехать город на двухколесном транспорте. А у нас ни велосипедных дорожек, ни разметки...

Когда я выражала сомнения - не слишком ли долго и сложно будет пересекать наш мегаполис из конца в конец на велосипеде, один из депутатов гордумы, поклонник велосипедного движения, возразил: действительность менее страшна, чем наше воображение. В свое время он доезжал на велосипеде из Соцгорода до КГУ всего за полчаса.

А пока по дороге на работу я вижу привычную картину: одинокий велосипедист на Чистопольской робко жмется к бордюру, а сплошной поток «семерок», «Хаммеров» и «НефАЗов» отжимает его на тротуар.

Да, звание велосипедной столицы нам пока не светит. Как же ты далека от нас, Европа!