ТЕАТР, МУЗЕЙ И ТЮРЬМА АРХИТЕКТОРА АМЛОНГА

Получив в 29 лет большую золотую медаль, Амлонг был приглашен преподавателем архитектуры в Казанскую художественную школу.

news_top_970_100

На Юнусовской площади Старо-Татарской слободы находится одно из самых симпатичных зданий Казани и уж несомненно самое красивое на территории обеих Татарских слобод, известное казанцам как дом Шамиля. Некогда, а именно сто лет назад, жил там со своей женой Марьям из славного купеческого рода Апаковых сын предводителя повстанческого движения на Кавказе шейха Шамиля аль-Гали его превосходительство Мухаммадшафи Шамиль, генерал-майор русской службы. А здание это, похожее своей архитектурой и башенками со шпилями на крохотный средневековый замок, было одним из первых творений архитектора Казанской земской губернской управы Федора Романовича Амлонга.

Федор Романович - так звали русские пруссака по происхождению Фердинанда-Юлиуса Адольфа Фридриха Амлонга - родился в 1871 году в Москве. Появившиеся в раннем возрасте художественные способности привели его в Академию художеств, которую он окончил в 1890 году со званием художника-архитектора.

Прекрасно знал свое дело Федор Романович. В 1901 году он становится архитектором Казанской земской управы; в 1904-м исполняет и обязанности городского архитектора...

Следующим творением Амлонга стал особняк, названный в каталогах и справочниках домом М.Подуруевой, находящийся на улице Лобачевского, от былого модернового великолепия которого мало что сохранилось. Здесь в 1918 году, с началом красного террора, проводником которого в Казани был председатель Губернского ЧК и большой мерзавец Мартин Лацис, оборудована временная тюрьма, ибо в подвалах здания ЧК на Гоголевской места уже не хватало. Одно время тут, в ванной комнате, содержался Александр Николаевич Боратынский, внук поэта Евгения Боратынского, уездный предводитель дворянства, деятель народного просвещения и тоже поэт. Позже он был расстрелян, уже оправданный комиссарами ЧК, по личному указанию Лациса.

Творением Амлонга является и здание теперешнего театра драмы и комедии им. К.Тинчурина на Горького, 13, издалека привлекающее к себе внимание ядовито-зеленой окраской фасада...

7 октября 1907 года, ближе к вечеру, у великолепного особняка на углу Грузинской и Комиссариатской, что именуются ныне улицами К.Маркса и Муштари, остановилось открытое ландо. Из него вышел плотный моложавый генерал со строгим и вдумчивым взглядом. Военный оркестр грянул марш: город встречал нового командующего войсками Казанского военного округа, бывшего командира гренадерского корпуса и кавалера орденов Святого равноапостольного князя Владимира 3-й степени, Святого Станислава 1-й степени и Святой Анны 1-й степени его высокопревосходительство генерал-лейтенанта Александра Генриховича Сандецкого. Дом, предоставленный новому командующему округом, который будет служить ему казенной квартирой в течение многих лет - вплоть до ареста в ночь на 5 марта 1918 года, действительно был великолепен и являлся венцом архитектурной деятельности Федора Романовича Амлонга на благо Казани. Усадьба находилась в глубине двора за чугунной оградой знаменитой чебаксинской ковки. Богато декорированное в стилях рококо и барокко здание стало сразу одним из самых лучших в городе, каковым является и по сей день.

С приходом в Казань большевистской власти дворец командующего стал именоваться Красным Военным Комиссариатом. Полосатые сторожевые будки у парадного входа пропали, и часовые возле них, казавшиеся тогда незыблемыми символами власти и порядка, сменились развалившимися на ступеньках дворца солдатами в драных шинелях, лузгавшими семечки и беспрерывно курившими махру.

Прошло время. Комиссариат из особняка съехал, а в 1967 году усадьба приняла Республиканский музей изобразительных искусств, который находится там и ныне.

Леонид ДЕВЯТЫХ.

news_right_column_240_400