В феврале этого года, в день памяти Пушкина, я чуть не подавилась, услышав с экрана от милой девушки с интеллигентным лицом сенсационное заявление о том, что великий поэт погиб от пули Эдмона Дантеса. У бедного графа Монте-Кристо, урожденного Эдмона Дантеса, было много грехов за душой, но этого, знаю точно, за ним не числилось.

А совсем недавно на местном телеканале милый юноша, опять же с интеллигентным лицом, рассуждал о том, кто ходит сегодня в музеи. И делал вывод - никто. Почему? И юноша дает ответ: да там экспонаты пылятся на полочках, а настоящий музей "должен создавать атмосферу!" Как в Англии, например, где если уж реконструируют конюшню, то там пахнет навозом.

Музей, как музыка, театр, балет, имеет своих поклонников, своих волонтеров, которые умеют уловить и понять атмосферу и аромат ушедших эпох через оградительные веревочки, стекло и стеллажи. И без этих ненавистных веревочек, витрин и табличек "Руками не трогать!" не могут существовать музеи не только России, но и Англии, Франции, США (далее используйте свои знания по географии). Но одно дело объяснять необходимость сохранения старинных предметов малышу-первокласснику, другое - "наивному" взрослому дяде. Такому, например, что на центральном канале рассуждал: если снести жемчужину московского модерна особняк Шехтеля и построить на его месте современный торговый центр, какую кучу бабок можно заработать!

А то, что восторженные посетители видят в английских конюшнях, поселениях викингов или людей железного века, - это все новоделы (макеты, копии). У нас такие новоделы вы тоже можете потрогать, примерить и сами соорудить. Адрес: Национальный музей РТ, ул. Кремлевская, 2 (откуда и велся репортаж), клуб "Витязь", или, например, музей Мусы Джалиля, если вы хотите побывать на чаепитии в доме маленького Мусы. Господа журналисты, не надо нам английских конюшен, у нас своих навалом - не конюшен, конечно, а интерактивных (как теперь говорят) проектов.

И последнее. Что правда, то правда. Музейные экспозиции города сделаны на хорошем среднем и даже чуть выше уровне. Но как самую современную обычно называют экспозицию музея С.Сайдашева, которой уже более 10 (!) лет. С чем мы будем встречать продвинутых и избалованных музейными инновациями гостей города во время празднования юбилея Казани? Отсутствует экспозиция в отреставрированном здании Национального музея, в аварийном состоянии часть экспозиции музея Горького, гибнет жемчужина деревянного классицизма - барский дом Боратынских. Или мы по старой русской традиции решили гостей тюбетейками закидать? Вопрос к тем, кто формирует культурную политику города и республики и ведает финансовыми потоками.

Впрочем, на один вопрос, пожалуй, ответ есть. Чем бы ни пахло в музее: ароматом холстов, пылью старинных фолиантов или воском свечей, прежде всего там должно пахнуть культурой. В том числе и в репортажах местных тележурналистов.

Полина ФЕДОРОВА.