«Не бойся рожать!»: Казани нужен государственный женский кризисный центр

Светлая шестикомнатная двухуровневая квартира в одном из домов в Советском районе Казани приютила шесть беременных и уже родивших женщин с малышами.

news_top_970_100

«Колыбель»

В тихой гавани под названием «Социальный дом «Колыбель» есть все необходимое для жизни - кухня, три спальни с двухуровневыми кроватями и колыбельками для новорожденных, просторная гостиная-игровая. Поднимаемся по деревянной лестнице на второй этаж, где разместилась швейная мастерская, а также кабинет психолога и небольшой склад гуманитарной помощи.

За порядком в центре круглосуточно следят администратор и комендант. А сами мамочки живут по строго расписанному графику, где четко распределены дежурства по уборке дома и готовке еды. Еженедельные творческие занятия помогают им отвлечься от быта и проблем, а заодно получить навыки швейного мастерства, и не только. За это отвечают сотрудники творческой благотворительной мастерской «Мамино одеялко». Подопечные мамы трудятся здесь над изделиями для благотворительных ярмарок, учатся шить, ваять и вязать.

Мы рядом

- Элина, какие из женских судеб тронули больше всего?
- Запомнилась женщина с новорожденным, которая пробыла в приюте всего сутки. Дом, где они жили, сгорел, и они с мужем снимали квартиру. Органы опеки пришли проверять съемное жилье, и их не устроили условия. Чтобы быстро решить вопрос, мама с малышом приехали к нам, а папа на следующий день нашел подходящую квартиру. В двух других случаях жильцы домов и сообщили, что в подъезде находится женщина с ребенком, которую хозяева выгнали за неуплату квартиры. Мы их приняли, конечно. Ведь в противном случае одинокие мамы рисковали хотя бы на время, но лишиться детей.

Были женщины, которые продлевали договор и жили у нас больше, чем три месяца. Ведь если будущая мама приходит к нам на 8 - 9-м месяце беременности, ей нужно больше времени для того, чтобы встать на ноги. В основном это женщины приезжие, из районов и даже из других регионов. Обычно девушки приезжают в надежде найти в Казани работу или построить семью, а остаются без поддержки или беременными, или с малышами на руках и не знают, что делать.

- Как им помогаете?
- Каждую неделю к нам за помощью обращаются одна-две новенькие. Нахождение в нашем приюте не гарантирует, что женщина никогда не окажется в кризисной ситуации снова. Поэтому мы стараемся поработать с ней подольше, а после поддерживаем связь. Помогаем продуктами, памперсами, средствами бытовой химии. У нас даже есть чат в соцсети, где женщины общаются между собой, а мы информируем их о наших мероприятиях.

- На что вы живете?
- Срок действия гранта закончился 20 января этого года, и уже несколько месяцев «Колыбель» живет на пожертвования неравнодушных людей. «Социальный дом «Колыбель» - один из проектов нашей автономной некоммерческой организации «Центр защиты семьи, материнства и детства «Умиление». Всего же на попечении организации находится более 400 семей. А за все время нашей работы различную помощь получили более 6000 человек, оказавшихся в кризисной ситуации.

- С чего начиналась работа?
- Центр, основанный при Зилантовом монастыре, работает с 2010 года. Некоммерческую организацию мы зарегистрировали в 2016 году и сразу же подали заявку на грант. Регистрировали специально для расширения штата, участия во всевозможных грантах, сотрудничества с различными фондами и организациями. Без регистрации отдельного юридического лица осуществить это было бы сложно. 

- Ваша главная цель?
- Главной задачей я считаю оказание помощи женщине, попавшей в сложную жизненную ситуацию, вне независимости от национальности и вероисповедания. Поэтому в нашем приюте вполне комфортно чувствуют себя и мусульманки, и православные.

- Как пришли к этой деятельности?
- В 2011 году, когда еще училась на психолога, хотела найти работу в храме. При Зилантовом монастыре тогда организовалась группа психологов, которые занимались психологическим консультированием женщин, решившихся на аборт. Я пришла на встречу, познакомилась со священником Владимиром Луценко, основателем центра, добровольцами. Очень удивилась, что такое направление существует. Позже познакомилась с российским сообществом, которое с 2010 года проводит ежегодный фестиваль «За жизнь» в Москве. И настолько вошла в суть проблемы, что в 2012 году предложила открыть при монастыре гуманитарный центр для мамочек.

- А в 2013-м в Казани появились первые кризисные приюты...
- ...где мы размещали женщин, по разным причинам оказавшихся на улице. Позже я возобновила работу в женских консультациях, и первая женщина, с которой лично беседовала, сделала выбор в пользу ребенка. Меня это очень воодушевило. Сейчас тому малышу больше трех лет.

Квартиру - под приют

- Элина, а каковы планы социального дома «Колыбель»?
- Прежде всего, это тесное сотрудничество с государством. Нашему региону давно нужен реабилитационный центр, куда женщины могли бы обратиться в трудную минуту. Сейчас нас находят в основном благодаря сарафанному радио или через интернет. Поэтому наша главная цель - чтобы, оказавшись в сложной жизненной ситуации, женщины не боялись рожать детей, даже если близкие их не поддерживают. Работу психолога широкого профиля можно проводить не только с мамами, но и с детьми. Как показывает практика, психологические проблемы у детей связаны с неустроенностью мам.

У многих наших подопечных проблемы с пропиской, но пока решения этой проблемы мы не нашли. Занимаемся профилактикой социального сиротства, отказов от новорожденных в роддомах, абортов.

- Насколько мне известно, профилактикой абортов занимаетесь только вы...
- 2 марта в Общественной палате РТ мы организовали круглый стол, посвященный проблеме профилактики абортов. Надеемся получить помощь от государства, поскольку действительно являемся единственной в городе некоммерческой организацией, занимающейся комплексной профилактикой абортов: проводим воспитательную работу со школьниками, студентами и различными группами риска. Несколько лет при роддоме №1 работает кабинет противоабортного консультирования, где с женщинами беседуют наши психологи, предлагая им различные варианты выхода из сложной ситуации.

В этом году мы подали заявку на получение президентского гранта, что даст возможность в случае победы получать финансирование с июня 2018 года. И тогда мы надеемся открыть второй приют, поскольку получили в безвозмездное пользование от одной из благодетельниц квартиру.

- А если грант не выиграете?
- То, возможно, переедем в новую квартиру: без оплаты аренды содержать приют легче. Два приюта содержать тяжело. В месяц содержание здесь одной женщины с детьми в среднем обходится в 25 - 30 тысяч рублей. Ежемесячно нужно собирать около 170 тысяч. Сюда входит аренда приюта, продукты питания, средства бытовой химии, подгузники, зарплата сотрудников. Сбор денежных средств мы осуществляем не только в интернете. Также проводим благотворительные акции, участвуем в фестивалях-ярмарках, где стоит наш куб для сбора средств. Очень помогают неравнодушные люди. В итоге, как говорится, с миру по нитке набираем на приют.

- Вы упомянули о том, что женщина отдала свою квартиру под приют. Что сподвигло человека на такой благородный поступок?
- Благодетельница Дарья живет в другом городе. Она решила вложиться в недвижимость и купила квартиру в Казани. В финансах острой нужды у нее нет, ей хочется сделать доброе дело. Квартиру Дарья отдала нам в безвозмездное пользование на 5 - 10 лет. Квартира также находится в Советском районе, администрация которого нас очень поддерживает. Когда было открытие первого приюта, их спонсоры подарили нам холодильник, телевизор, подгузники, одеяла. Помогают также в организации благотворительных акций. Эта ощутимая поддержка и помощь. Квартира хорошая, нуждается лишь в легком косметическом ремонте, но пустая. В ней три спальни, зал-игровая и кабинет. Плиту уже купил один из спонсоров, но еще нам нужна стиральная машина, а также холодильник, стеллажи, посуда, кровати и другое.

news_right_column_240_400