Александр Славутский родился 27 ноября 1947 года в Челябинске. После учебы в студии при Челябинском драматическом театре им. С.Цвилинга играл в Челябинском ТЮЗе. Окончил режиссерский факультет Высшего театрального училища им. Б.Щукина, курс Б.Е.Захавы, Высшие театральные курсы при ГИТИСе у А.А.Гончарова. Ставил спектакли в театрах Челябинска, Новокузнецка, Орла. В 1981 - 1987 годы - главный режиссер Читинского областного драматического театра. Стажировался в Москве в театре им. В.Маяковского. В 1987 - 1993 годы - художественный руководитель Ростовского театра драмы им. М.Горького. С 1994 года - главный режиссер, с 2007 года - художественный руководитель-директор Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И.Качалова. Лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая и премии Правительства России им. Ф.Волкова. Депутат Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва. Народный артист России, народный артист Татарстана. Кавалер ордена Дружбы, ордена Почета. Супруга - Светлана Романова, народная артистка России и Татарстана, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая, Литературной премии им. Марины Цветаевой. Сын - Илья Славутский, народный артист Татарстана, ведущий актер театра им. В.И.Качалова.

Об этом мы беседовали с гостем редакции «Казанских ведомостей» - художественным руководителем, директором Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И.Качалова Александром Славутским.
В этом году исполнилось ровно 25 лет, как Александр Яковлевич возглавляет Качаловский театр, и к тому же встреча наша состоялась накануне Международного дня театра, который отмечается 27 марта.

«Я - не сахар и не подарок»

- Александр Яковлевич, 25 лет в одном театре - это много или мало?
- Наверное, много, но для меня эта четверть века пролетела как один день. За это время воспитал два актерских курса, здание театра отреставрировали, спектакли ставим, актеры работают, гастроли проводим, в фестивалях участвуем, зрители наш театр любят. Я счастливый человек.

- Помните свои первые впечатления от Казани?
- Казанский период начался непросто. Приехал из южного цветущего Ростова-на-Дону, из академического театра, а здесь - грязь, слякоть, была осень: город какой-то серый, унылый. В театре разруха, бедлам. Думаю, ну зачем мне все это нужно? Но остался. Пришлось начинать практически с нуля.

- Что было для вас самым сложным на новом месте?
- Во-первых, надо было восстановить в театре дисциплину. У меня был опыт руководства - в 30 с небольшим лет я получил театр в Чите, потом был театр в Ростове-на-Дону. Никогда не брал с собой на новое место актеров из тех театров, где работал.

Старался делать спектакли с той труппой, к которой приехал. Понимал, что будет сложно, режиссера могут просто «съесть». Но я всегда был «несъедобный». Я - не сахар и не подарок. Я тоталитарный человек, но всегда выслушиваю другую точку зрения и только потом принимаю решение.

Рецепт успеха простой и понятный - работать надо, вот и все. Мы стали ставить спектакли, формировать достойный репертуар, и зрители пошли!

Во-вторых, была задача - поднять статус театра. Когда театр приобрел статус академического, это облегчило решение многих организационных проблем. Начались серьезные гастроли, участие в международных фестивалях...

И самое главное, правительство Татарстана понимает, что вкладывать деньги в театр, искусство - это инвестиции в будущее, генофонд народа. У нас была встреча с Президентом Татарстана Рустамом Нургалиевичем Миннихановым. Мы беседовали час, и уже на следующий день было выделено 100 миллионов рублей на реконструкцию здания театра. Работы начались сразу же. Теперь у нас комфортно и зрителям, и самим актерам. Большим событием стало открытие театрального музея. Так совпало, что открылся он в Год театра.

Гости качаловцев: от Ганновера до Пекина

- Многие жалеют, что музей находится в самом театре, ведь посетить его могут только зрители...
- Я глубоко убежден, что музей должен привлекать внимание к театру. У истоков музея стоял Игорь Ингвар, после него Юрий Благов много лет добросовестно сохранял архив, собирал документы, фотографии, программки, афиши. Все это хранилось в маленькой комнатке и напоминало склад.

Мы с Юрием Алексеевичем обсуждали и нередко спорили, каким должен быть музей. Он говорил, что музей - это не рекламная служба театра и может существовать вне театра. Но для отдельного музея нужен штат работников, охрана. Например, в Музее МХАТа работают 80 человек. Мы себе позволить такое не можем. Я считаю, что театральный музей должен быть составной частью общей организационной структуры театра, существовать в тесной связи с сегодняшним днем театра, с тем, ради чего зрители сегодня приходят в наш зал. И тогда история театра станет для них живой. Это важно и для сегодняшних актеров - знать, что пришли они не на пустое место, а на намоленную сцену, где играли прекрасные актеры.

В фондах нашего музея более 20 тысяч единиц хранения. В экспозиции, расположенной на двух этажах, более 1000 экспонатов. К сожалению, Юрий Алексеевич не дожил до этого дня. Думаю, он порадовался бы...

- Качаловский фестиваль в Казани стал одним из значимых событий минувшего года. Как появилась идея этого форума?
- К Качаловскому фестивалю шли не один год, еще 25 лет назад появилась идея привезти в Казань и показать лучшие спектакли. Но время было тяжелое. Да и здание требовало реконструкции. И только сейчас стало возможным воплощение давно задуманного. У нас получился фестиваль режиссерского театра, представляющий взгляд авторского театра на русскую классику. Мы привезли спектакли ведущих российских режиссеров, которые объективно заслуживают внимания. Нам удалось сделать сильный фестиваль. Это признали даже наши оппоненты.

- Фестиваль будет ежегодным?
- Решили проводить его раз в два года. А в этом пройдет внеплановый фестиваль «Европа-Россия-Азия», посвященный Году театра в России. Откроется он в начале апреля спектаклем «На западном фронте без перемен» театра из немецкого Ганновера. В июне ждем театр «Балтийский Дом» из Санкт-Петербурга, московскую «Студию театрального искусства» Сергея Женовача и Пекинский народный художественный театр.

Человеку важно понимать, что он не один

- Как вы считаете, зачем зритель ходит в театр?
- У каждого человека, несмотря ни на что, все-таки есть потребность оставаться человеком. Человек - существо общественное. Он катастрофически боится одиночества, понимает, чем кончается жизнь. Можно включить телевизор или интернет, а он покупает билет, приводит себя в порядок, наряжается и идет в театр. Кто-то скажет: «Вот ненормальный!» Но это как раз нормально и естественно! Человеку важно понимать, что он не один. В театре он находит эту живую сопричастность, сопереживание - плачет и смеется вместе со всеми. У каждого из нас есть своя боль, своя печаль, а на спектакле можно получить радость от того, что тебя понимают.
Конечно, я выражаю мысли автора, но все мои спектакли - это про меня, про мою жизнь, про мои мысли и чувства.

- Для вас важно мнение критиков?
- Я делаю спектакли для людей, приходящих к нам каждый вечер в зал, а не для критиков. Я достаточно взрослый человек, чтобы зависеть от мнения нескольких девочек и мальчиков, которые почему-то решили, что имеют право учить режиссеров, как ставить спектакли, актеров - как играть, зрителей - как смотреть.

Рецензии - хорошие или плохие - не критерий и не показатель уровня спектакля. Идут зрители в театр или нет - вот реальный и объективный критерий оценки нашей работы.

Статус дедушки - это счастье!

- Интересно узнать, как вы относитесь к творчеству молодого режиссера Ильи Славутского? Можете что-то подсказать, посоветовать ему?
- Что могу - подсказываю. Илья - талантливый человек. Это объективно. У него не только актерское, но и режиссерское образование, и как режиссер он работает интересно, в традициях нашего театра. Мне очень приятно, что его спектакль по Гоголю «Женитьба» получил приз «Зрительское признание» на фестивале «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», который состоялся в Москве.

- Александр Яковлевич, совсем недавно у вас родился внук. Как ощущаете себя в статусе дедушки?
- Замечательно! Я счастлив! Когда бывает тяжело, я открываю телефон, смотрю видео с внуком и сразу размягчаюсь, успокаиваюсь. Ему 8 месяцев. Назвали Александр. Вот этот фамильный перстень с инициалами АС его будет.
Хочется пожить подольше, в школу его проводить. Но как бог даст, кто знает, сколько нам отпущено...

- С удивлением узнала, что вы занимались разведением цветов. Откуда такое необычное увлечение?
- Да я много чем занимался. С детских лет что-то мастерил, вырезал, лепил, ходил в радиотехнический кружок, кружок авиамоделирования. Мне все это интересно. Одно время увлекся цветоводством. Пытался даже выращивать лимоны, апельсины, но не очень получалось - они оказались капризными. Я рассердился и бросил это занятие. Вообще, люблю красивые вещи, сделанными руками человека. Мне доставляет удовольствие обладать ими, смотреть на них, трогать. Всегда виден талант создавшего их человека. Конфуций сказал: «Найди себе дело по душе - и всю жизнь не будешь работать». Я счастливый человек - всю жизнь не работаю.