Скажи мне, куда ты ходишь 

Гузель Гимранова: Чаще всего хожу в кино - отличный повод посмотреть какую-нибудь премьеру с друзьями. Могу два раза в год сходить в ночной клуб. Как спортсменка интересуюсь соревнованиями и хоккейными матчами и посещаю бизнес-мастер-классы по самореализации.

Гульшат Исхакова: Пару раз ходила на выставки и творческие встречи с интересными мне людьми. Люблю кино, гулять по набережной и в парке «Черное озеро», открывать для себя новые места. Недавно была в рок-баре, где очень понравилось. Зимой ходила на открытие катков. Получаю огромное удовольствие от фигурного катания. Хожу на матчи по волейболу, хоккею и баскетболу.

Светлана Иванова: Я не из Татарстана, поэтому люблю посещать различные культурные места республики. Недавно, например, ездила в Свияжск. Рок-опера, мастер-классы и концерты - это в списке посещений на первом месте.

Рузиля Гайнуллина: В основном гуляю по набережной Кабана. Два раза была в мечети Кул-Шариф и на выставке картин. 13 февраля посетила мероприятие, посвященное дню рождения Шаляпина.

Анастасия Никитина: Из-за бешеного режима нет времени посещать культурные места. Чаще всего гуляю в парках и хожу с друзьями в кинотеатры и кафе.

Люция Мухутдинова: Конечно, сегодня мы не читаем романы-эпопеи по желанию, не ходим на концерты и не знаем больше половины классиков. Но лично для меня культура - это национальное начало, включая ее традиции и ценности.

Айгуль Камалова: Сегодня вместо того чтобы купить билеты на спектакль, мы выбираем кинотеатр. Вместо классических концертов великих музыкантов предпочитаем современную эстраду. А вместо того чтобы читать книги, добываем информацию из интернета.

Алия Минзарипова: Культура тоже изменилась. Изменились театры, кино, совсем другие исполнители в топ-чартах. Очень заметно, что словарный запас современной молодежи маленький. А употребление некоторых непристойных слов становится нормой. 

Зульфия Шайдуллина: Многие молодые люди посещают различные выставки, театры и концерты. А культура принимает более современные формы, меняется вместе с обществом и гармонично развивается в нем. А раз мы ее часть, значит, не можем от нее отдалиться.

Юлия Зинина: Все больше молодых людей читают книги, посещают театры и картинные галереи. Сейчас молодежь наоборот начала все это ценить. А для многих целью в жизни стало саморазвитие. 

Элина Гиниатуллина: В последние годы Казань стремительно развивается. Появилась масса интересных мест. Почти каждый день проходят какие-то мероприятия и открытия. На них я вижу немало представителей молодого поколения.

Не более чем моральная паника

Двух ученых КФУ, философа и социолога, мы попросили дать оценку культурным предпочтениям молодежи. 

Светлана Шайхитдинова, профессор кафедры национальных и глобальных медиа КФУ, доктор философских наук:

- Конечно, досуг современных молодых людей отличается от досуга молодежи нашего поколения. В наше время не было такого влияния средств массовых коммуникаций в виде, например, смартфонов. Сегодня очень многие проводят свое свободное время в соответствии с тем, что они могут почерпнуть в индивидуальных гаджетах. В итоге днем и ночью просиживают в телефоне, просматривая контент, или коннектятся в чатах. У нас этого не было, общение происходило непосредственно. Это первое отличие. Второе - сейчас среди молодежи распространен ночной досуг, множество ночных клубов.

Мы, преподаватели вузов, не можем приобщить студенческую молодежь к культуре, это не зависит от нашего желания. Любовь к классической музыке, изобразительному искусству и театру можно привить только в семье, с детства. Если родители ходили вместе с детьми в музеи, театры, на выставки, то ребенок тоже будет к этому стремиться и испытывать удовольствие от встречи с прекрасным. 

Ольга Максимова, доцент КФУ и КНИТУ, кандидат социологических наук,  более 20 лет занимающийся молодежной проблематикой:

- Говорить о том, что молодежь далека от культуры, я бы не стала. Недавно мы со студенткой провели исследование, посвященное теме театральных предпочтений молодежи. Оказалось, студенты интересуются театрами! Даже актеры, работающие много лет, подтверждают, что в последнее время наблюдается обратная динамика - молодежь снова пошла в театр. В этом большую роль играют театральные деятели, которые начали адаптировать свои спектакли под потребности молодежи. Мы установили, студенты предпочитают постановки о жизни молодежи. Причем более востребованными оказываются спектакли, которые предполагают интерактив, когда зрители так или иначе включены в действие. В этом смысле современные театры отвечают требованиям аудитории. 

В социологии существует такое понятие как моральная паника. Она существовала испокон веков. Еще древнегреческие философы писали, что «молодежь нынче не та, куда мы катимся?» Главная цель культурных деятелей - адаптироваться под потребности молодежи. Например, ту же классическую постановку можно подать в таком виде, что она будет понятна и близка всем. У нас активно развиваются цифровые технологии, почему бы не использовать в классическом театре элементы интерактива? Современную молодежь называют цифровым поколением с иначе работающими мозговыми структурами. Одна из ее особенностей - клиповое мышление, привитое с детства гаджетами. Молодым принципиально нужно, чтобы постоянно мелькала картинка. Так давайте же в классическом театре используем цифровые технологии, для того чтобы обеспечить быструю смену картинки. И тогда мы адаптируем эту постановку под потребности молодежи и получим ее в числе зрителей в театрах.