А.Пушкин. Портрет работы А.Корина на основе оригинала О.Кипренского. 1939 г.

Этот межмузейный проект объединил уникальные экспонаты трех музеев: Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук, Государственного музея-заповедника «Царское Село», Национального музея Республики Татарстан, а также редкие издания первой половины XIX века из фондов Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета. Выставка посвящена 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, которое отмечалось 6 июня.

Как заметила заведующая музеем Е.А.Боратынского Ирина Завьялова, многие раритеты экспонируются впервые. Например, портретные миниатюры трех российских императоров - Павла I, Александра I и Николая I, портреты друзей из казанского окружения Пушкина. Также впервые будет представлен литографированный портрет Евгения Боратынского. Он был передан в 2019 году в дар музею из частного собрания московского коллекционера Владимира Волкова. 

Одно из центральных мест в экспозиции занимает большой парадный портрет княжны Анны Давыдовны Абамелек-Боратынской - жены казанского генерал-губернатора Ираклия Боратынского, родного брата Евгения Боратынского. Эта работа кисти художника П.Н.Орлова из собрания Пушкинского Дома. 

Анна была одной из самых красивых, образованных и умных женщин своей эпохи. Она в совершенстве знала несколько языков и была наделена литературным талантом и даром переводчика. Интересная деталь. Пушкин впервые увидел Анну в годы учебы в лицее, когда бывал в гостях в доме ее отца - полковника лейб-гвардии гусарского полка князя Давыда Семеновича Абамелека. Ей тогда было два-три года. А позже, в 1832 году, Пушкин вписал в альбом повзрослевшей барышне такое стихотворение:

Когда-то (помню с умиленьем)
Я смел вас нянчить с восхищеньем,
Вы были дивное дитя.
Вы расцвели - с благоговеньем
Вам ныне поклоняюсь я.
За вами сердцем и глазами
С невольным трепетом ношусь
И вашей славою и вами,
Как нянька старая, горжусь. 

- Мы впервые представляем этот портрет. Здесь же можно увидеть фотографию другого портрета Анны Давыдовны. На нем неизвестный художник изобразил красавицу в образе Заремы - героини поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Сам портрет утерян. Осталась только его фотография, - рассказала заведующая Литературным музеем Института русской литературы (Пушкинский Дом), кандидат культурологии Лариса Агамалян. - Выставка получилась небольшая, камерная. Но каждый экспонат может поведать удивительную историю о времени Пушкина и его окружении. После ее посещения наверняка захочется перечитать произведения Пушкина. Мы все Пушкина проходили в школе. Так проходили, что многие мимо прошли. Но тем не менее в голове, в душе от тех уроков литературы что-то осталось. Пушкина надо читать и перечитывать в разные периоды своей жизни. 

Привлекают внимание и военные мундиры, принадлежавшие самому императору Александру I: офицерский мундир лейб-гвардии егерского полка образца 1817 года, доломан и ментик лейб-гвардии гусарского полка (1817 - 1825 годы). Эти уникальные раритеты предоставлены Государственным музеем-заповедником «Царское Село». Кстати, как рассказал специалист отдела экспозиционно-выставочной деятельности «Царского Села» Андрей Кондратьев, в свое время юный Пушкин хотел поступить на службу в лейб-гвардии гусарский полк, но его отец был категорически против и отговорил Александра от этого шага. 

Почувствовать атмосферу Санкт-Петербурга, Царского Села, Казани первой половины XIX века помогают работы известных художников пушкинской поры.