- Я уже постелила постель, когда на третьем этаже услышала шум, - вытирая слезы, вспоминает тот жуткий вечер Татьяна. - Вначале не придала значения. Наверху живет скандальная семья, ссоры там - дело привычное. Но что-то подтолкнуло меня выглянуть в коридор. С третьего этажа в одной ночнушке и накинутом на плечи пальто бежала соседка с криком: «Быстрей выбегайте на улицу! Мы горим!» А сзади нее все в дыму! Схватила сумку, первую попавшуюся на вешалке одежду. Быстро позвонила по городскому в «01» и как была в тапочках выбежала во двор.
Третий этаж, с которого начался пожар, охватило пламенем за 15 минут. Жильцы второго, не успев выскочить через главный выход, ринулись к запасному. Верхний этаж заблокирован огнем. Люди стали выбрасывать детей из окон на развернутые внизу одеяла и выпрыгивать сами.
- Обежав дом, я ужаснулась, - вспоминает Таня. - Пламя, вырывающееся из окон, кричащие в ужасе соседи, выпрыгивающие с третьего этажа. До сих пор вижу перед глазами картину: мужчина прикрывает от огня жену и ребенка. А у самого уже вся спина горит. Женщина прижала к себе малыша, боится бросить его на одеяло. Но потом кинула мальчишку и сама прыгнула. Приземлилась неудачно, ногу повредила. А муж сейчас в реанимации с поврежденным позвоночником. Ужасно! Некоторым пришлось выпрыгивать на брусчатку, где нет сугробов.
Пожарные приехали быстро, но тушить начали через 20 - 30 минут. Все гидранты замерзли. Драгоценные минуты уходили на поиск воды. В итоге 3-й этаж сгорел почти полностью. Старинная дранка трещала звонко, как дрова в хорошо разведенном костре. Пожарные только помогли эвакуировать оставшихся людей. Слава богу, что никто не сгорел! Часа в три утра замерзающих на 35-градусном морозе людей отвезли на автобусах в гостиницу «Татарстан». Пострадавших - мужчину с травмой позвоночника, женщину со сломанной ногой и ребенка, отравившегося дымом, «скорые» сразу увезли в больницы.
ПРОБЛЕМА. Бомба замедленного действия - это о сгоревшем доме на Кави Наджми. О том, что это аварийное здание, построенное еще в позапрошлом веке, давно непригодно для жилья, знали все. Районная и городская власти, пожарный надзор, электро- и газослужбы. Лет 40 его хотели или снести, или капитально отреставрировать, но дальше попыток дело не шло. Не попал почему-то дом на Кави Наджми и в программу ликвидации ветхого жилья. С 1999 года съемщики комнат, а в доме до пожара проживало 45 семей, обивали пороги прокуратуры, районной и городской администраций, чтобы добиться улучшения жилищных условий. По словам жителей, проблема так и осталась неразрешенной. Пока не вспыхнуло...
- Некоторые нас обвиняют, мол, подожгли, чтобы новое жилье получить. Но ведь мы не самоубийцы, - возмущаются погорельцы. - В каком состоянии у нас находилась электропроводка! Электрика вызовешь, он лишь руками разведет: такую рухлядь не отремонтируешь. А платили мы за свои комнатушки будто за комфортные трехкомнатные квартиры!
До конца этой недели погорельцы будут жить в гостинице. Здесь им предоставили хорошие номера и бесплатное трехразовое питание. Мэрия выделила каждому жителю по 10 тыс. рублей на первостепенные нужды. Ведь спасаясь от огня, люди ничего не смогли взять с собой. По словам погорельцев, жилищный вопрос пока висит в воздухе. Вроде тех, у кого комната была приватизированная, поставят в очередь на соципотеку. Остальным предложат жилье по соцнайму. Тем, кому жить негде, дадут маневренное жилье.
КСТАТИ. Большая просьба не приносить очень изношенные вещи.
ПОМОЩЬ. Уже на следующий день после пожара казанцы начали помогать погорельцам. Только за 40 минут беседы корреспондента «КВ» с пострадавшими к ним пришли с десяток человек. Люди несут вещи, деньги. Погорельцы не отказываются ни от чего. Если дети уже как-то обеспечены (помогают школы и детсады), то многим взрослым не в чем выйти на улицу. Пока они живут в гостинице, предметы домашнего обихода не нужны. Но когда переедут в другое жилье, понадобятся и чашки, и ложки.
ПРОСЬБЫ. Люди передали нам конкретные просьбы о помощи. Двум мужчинам нужна одежда 48 - 50-го размера, рост 170 - 178 см, обувь 40 - 41-го размера. У них в Казани совсем никого... И всем нужны шампуни, мыло, стиральные порошки и т.д. До конца этой недели вещи и деньги можно приносить в гостиницу «Татарстан» на второй этаж старшей по дому Елене Пономаренко. С 1 февраля желающим помочь погорельцам советуют обращаться в администрацию Вахитовского района.
Комментарий. Александр Славутский, худрук, директор Казанского академического русского Большого драматического театра им. Качалова:
- Это общежитие уже давно не принадлежит театру. Несколько лет назад почти все наши молодые актеры, жившие там, получили квартиры по соципотеке. В общежитии обитали другие люди. Наших там оставалось всего 6 человек - 3 актера и 3 вахтера. Одна из вахтеров попала с ожогами в больницу. Врачи говорят, что состояние ее стабильное, но прогнозы пока не делают. Наших ребят мы не бросим, и министерство культуры их поддержит. Надеюсь, что в ближайшие дни проблемы с жильем у погорельцев решатся.