- На Большую Проломную, так до 1930 года называлась Баумана, меня привезли в возрасте четырех месяцев. Жили мы в доме номер 45, что напротив колокольни Богоявленской церкви, двор выходил на улицу Профсоюзную. Он принадлежал купцу Афанасьеву, - рассказывает Вера Дементьевна.
На соседних этажах жили зубной врач Брейдо и профессор истории Никольский. Они собирали детей со всего двора, играли с ними и иногда возили купаться на Казанку и озеро Кабан. Другое яркое детское воспоминание Веры Дементьевны – французские булочки, которыми местных ребят иногда угощали в расположенной рядом кондитерской. Вкус той сдобы пожилая женщина помнит до сих пор.
Каких только развлечений не придумывали тогда девчонки и мальчишки! Летом играли в классики у здания банка. Зимой брали сани-розвальни и спускались на них с улицы Университетской прямо до Б.Проломной. Валялись в снегу, после чего приходили домой все в сосульках. Любимым местом у ребят была площадь за колокольней. На ней располагался цирк со зверинцем и большим колесом, внутри которого ездил мотоциклист. Рядом росло огромное дерево, а под ним большая куча гальки.
- Мы любили залезать на дерево и прыгать прямо на гальку, - вспоминает Вера Дементьевна.
По улице ходил трамвай-однопутка. Маршрут начинался около Никольского собора и заканчивался у Кольца, где за круглой оградой располагался красивый сквер, в котором любили отдыхать местные жители. (Сейчас на этом месте переход и торговый центр.) Однажды произошел забавный случай: движению электротранспорта помешали...свиньи. Дело в том, что многие жители будущей улицы Баумана имели во дворах сараи, где держали разную живность. Однажды кто-то не уследил за двумя поросятами, которые, выбежав на улицу, разлеглись прямо посреди трамвайных путей.
Перемены
С началом войны многие жители улицы ушли на фронт, в том числе и отец Веры Дементьевны. Просилась и она, но не взяли – не хватило года. Наступило очень голодное время. Кирпичик хлеба стоил 360 рублей, продавались даже картофельные очистки. Горожане часами стояли в очереди за керосином. В доме Веры Дементьевны пустили на дрова почти всю мебель. Кресты с колокольни сняли и переплавили на патроны.
Тайны Баумана
Замуж Вера Дементьевна вышла в дом напротив. В нем жили монахини и церковнослужители. Многие из них прятали свои ценности в тайники, расположенные в стенах дома. Сейчас на его месте стоит памятник Шаляпину.
По воспоминаниям женщины, когда ломали их дом, строители не могли понять: где же водопровод? А его не было: кран выходил в дома, стоявшие рядом с церковью. Зато под улицей протекала целая подземная река. Однажды к ней спускался муж Веры Дементьевны - лаз был под кухней их дома. Но далеко уплыть не получилось - испугались удушливого газа.
Люди дела
С улицы Баумана в Советский район Вера Дементьевна переехала в 1997 году.
Ветеран предложила поставить на главной пешеходной улице памятник не коту или сироте казанской, а дворнику и точильщику. По ее словам, раньше благодаря стараниям дворников уже к четырем утра Баумана сияла чистотой. А затем появлялся точильщик со специальной машинкой на плече и обходил все дома. Все местные жители знали, где поточить ножи и бритвы.
- Мне бы хотелось увековечить на центральной улице людей дела, которые трудились для города и его жителей! – заключила ветеран.
КСТАТИ. На колокольне Богоявленского собора был установлен первый в Казани громоотвод.