У Жена-младшего мечта стать летчиком зародилась еще в школе, которая располагалась недалеко от площадки, куда изредка прилетали самолеты. Мальчишки, едва завидев крылатую машину, сломя голову мчались посмотреть на чудо. Первый серьезный шаг к детской мечте Николай сделал после десятилетки, когда поступил в КАИ и одновременно в Казанский аэроклуб. Здесь он впервые поднялся в небо, сначала с инструктором, а затем самостоятельно. Летал на самолетах ПО-2, УТ-2, ЯК-18, а также на вертолете МИ-1.
Китайская медаль. После окончания КАИ Николай Жен поступил на Казанский филиал МВЗ, где за несколько лет стал ведущим инженером по летным испытаниям. А в 1958 году его как лучшего специалиста командировали в Харбин, где он помогал китайским коллегам внедрять в серийное производство вертолет МИ-4, который в те времена был главной визитной карточкой советского вертолетостроения. За эту работу премьер Госсовета КНР Чжоу-Энь-Лай наградил казанского инженера медалью «Китайско-Советская дружба».
После этой командировки коллеги предсказывали ему серьезную карьеру на заводе. А он рвался в небо, писал письма с просьбами перевести его на летную работу. А однажды набрался храбрости и обратился к самому генеральному конструктору КБ по вертолетостроению Михаилу Милю. Случилось невероятное! Михаил Леонидович внимательно выслушал его и предложил инженеру перейти в СКБ летчиком-испытателем.
У Миля. Доверие Николай Жен оправдал с честью. За 30 лет испытательной работы, которой он занимался до начала девяностых годов, дал путевку в небо десяткам винтокрылых машин, среди которых были и такие знаменитые вертолеты, как МИ-8 МТ и МИ-17. А еще он испытывал первый советский вертолет-амфибию МИ-14 ПЛ, который предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок. За многолетнюю и плодотворную работу и профессионализм Николай Анатольевич был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Но и уйдя с летной работы на пенсию, не расстался с авиацией. Почти 10 лет он составлял инструкции для пилотов России и многих других стран мира, куда поставляют вертолеты с казанской маркой.
- Мне в жизни крупно повезло: я занимался любимым и полезным для нашей страны делом, а за 34 года летной работы не получил ни одной царапины, - говорит мой герой. - Правда, и у меня были непростые ситуации. Например, однажды на высоте 5 тысяч метров машину стало затягивать в пике. Все решали секунды. Но нам с бортмехаником Якубовским удалось тогда предотвратить катастрофу.
Хобби. В свои годы Николай Анатольевич сохраняет бодрость духа и тела: помогают постоянные занятия физкультурой и то, что за все 80 лет он не выкурил ни одной сигареты и никогда не злоупотреблял спиртным. Он заядлый автомобилист с 52-летним стажем и умелый садовод. На своих трех сотках вместе с любимой супругой Маргаритой Николаевной они творят чудеса, выращивая все что растет на казанской земле.
По поводу своего происхождения Николай Анатольевич говорит так: «Я себя всю жизнь считаю русским, а на улице меня принимают... за татарина! Я не возражаю: ведь все мы – и русские, и китайцы, и татары - живем под одним солнцем и на одной планете Земля.
СПРАВКА
За время свой работы заслуженный летчик-испытатель СССР Николай Жен совершил 13756 полетов и провел в небе 4812 часов без поломок и аварий.