Альберт Габдулбарович Саттаров - профессор КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева, доктор технических наук, действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского. Труды Альберта Саттарова известны не только в России, но и за рубежом. Его ученики защищают кандидатские диссертации, сами преподают, трудятся на предприятиях машиностроительной отрасли. Вместе со своими студентами он организовал студенческое конструкторское бюро «Импульс». Под его руководством аспиранты, студенты, ученики лицея - инженерного центра г. Казани разрабатывают наноспутник с импульсным лазерным ракетным двигателем для систем ориентации и стабилизации орбитальных космических аппаратов. Наноспутник, оснащенный таким двигателем, может длительное время с низкой орбиты Земли следить и своевременно предупреждать о лесных пожарах, начале подтопления населенных пунктов и решать различные задачи в интересах народного хозяйства.
Почему у нашего города есть все шансы заявить о себе как о космической столице России? Какие периоды были самыми сложными для ученых, работающих в космической отрасли? Что поможет человеку полететь на Марс и вернуться обратно?
Об этом наша беседа с гостем редакции «Казанских ведомостей» - ученым, создателем уникального лазерного ракетного двигателя Альбертом Саттаровым. Мы поздравили нашего гостя с недавним юбилеем и попросили рассказать о своей работе и тенденциях в космической технике.
«Так складывается, что война является мощным двигателем науки»
- Альберт Габдулбарович, в этом году кафедре реактивных двигателей и энергетических установок исполняется 80 лет…
- Нашу кафедру основали выдающиеся ученые-конструкторы - Сергей Павлович Королев и Валентин Петрович Глушко. Именно здесь, в Казани, создавался первый ракетный двигатель. Потребовались квалифицированные кадры, поэтому было принято решение создать в КАИ кафедру ракетных двигателей. 1 мая 1945 года кафедра была открыта. Королев и Глушко начали готовить инженеров-механиков для ракетных двигателей, хотя космических ракет еще не было, до полета первого космонавта оставалось 16 лет. Вот насколько далеко они смотрели в будущее! Это была первая в стране, а может быть, и в мире кафедра ракетных двигателей, и Казань можно по праву считать столицей ракетостроения нашей страны. Именно здесь, в Казани, выдающиеся конструкторы ракетной техники создавали основы будущего прорыва человеческой цивилизации в космическое пространство. Инженеры казанской школы впоследствии занимали ключевые должности на предприятиях космической отрасли. Например, главным конструктором космического самолета «Буран» стал выпускник КАИ Борис Иванович Губанов, а генеральным конструктором транспортной космической системы «Энергия-Буран» был Валентин Петрович Глушко.
- Интересно, как и с чего начиналась эра космических технологий.
- Ученые начинали работать над ракетными двигателями еще в 30-е годы в Ленинграде. Была организована инициативная группа энтузиастов, которая известна как Группа изучения реактивного движения - ГИРД. В шутку они называли свое научно-творческое объединение «Группа инженеров, работающих даром». Исследования проводили после работы, в подвале дома. Помните, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»? У них тоже периодически что-то взрывалось, что-то горело, и соседи писали жалобы на них в разные инстанции: «Прекратите это безобразие!»
В конце 30-х годов по инициативе маршала Михаила Тухачевского в Москве был организован НИИ-1, где продолжали работу над созданием ракетной техники многие ГИРДовцы. Исследования велись в нескольких направлениях, в том числе и по созданию боевых машин, известных как «Катюши».
В период работы в НИИ-1 Сергей Павлович Королев и Валентин Петрович Глушко по ложному обвинению были осуждены как враги народа. Королева отправили на Колыму. Глушко оставили в заключении в Москве. Судьба их сложилась так, что встретились они только в годы войны в Казани, в специальном конструкторском бюро НКВД, которое в народе называли «шарашка». В годы войны здесь, в Казани, на авиазаводе (ныне КАПО им. Горбунова) выпускали бомбардировщик Пе-2 выдающегося конструктора Владимира Михайловича Петлякова. Глушко и Королев создавали ракетный двигатель для Пе-2, который устанавливался в хвостовой части самолета. Так исторически складывается, что война является мощным двигателем науки и прогрессивных технологий.
- Путь Королева в Казань лежал через Магадан…
- Да, Сергей Павлович приехал в наш город после Магадана. Сначала его, смягчив наказание, перевели в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29 - в «туполевскую шарагу». Из Магадана заключенных переправляли на пароходе «Индигирка». Неизвестно почему, но Королев на пароход опоздал. Он очень сильно переживал из-за этого, но на следующий день выяснилось, что корабль затонул и все погибли. Так чудом Королев не оказался в числе погибших.
- В Казани он тоже чудом уцелел в авиакатастрофе, случившейся при испытании двигателя.
- Да, это мистическая история. 12 мая 1945 года Королев лично участвовал в опытном полете самолета Пе-2, во время которого испытывали ракетный ускоритель РД-1. На высоте 7 тысяч метров при включении ракетного ускорителя произошел взрыв. У самолета оторвало хвост. По всем законам физики самолет не мог приземлиться, но он приземлился! Опытный летчик-испытатель Григорий Васильченко каким-то чудом смог посадить машину, был тяжело ранен. Королев получил ожоги, ранения осколками. Но они остались живы! И это тоже настоящее чудо!
«Мы бы вышли в космос на лазерном двигателе еще в 90-е годы»
- Какие годы для вас как для ученого были самыми сложными?
- 90-е годы оказались, скажем так, очень сложными и интересными. В конце 80-х мы в одном из отраслевых НИИ разрабатывали лазерный двигатель, проводили его испытания, получали хорошие результаты. Были созданы все условия для этого: имелась мощная научная и производственная база, лазеры с требуемыми характеристиками.
Ограничений в финансировании работ не было. Через несколько лет мы бы уже создали лазерный двигатель, который можно было бы применять в орбитальных разгонных блоках, в том числе и в пилотируемых полетах на Луну и Марс. Но в 1991 году в стране началась разруха. Министерство общего машиностроения СССР было расформировано. Разваливалась не только ракетная отрасль, но и промышленность, наука. В нашем НИИ не платили зарплату, начались сокращения. Я понял, что перспектив никаких нет, и уволился по собственному желанию.
- Как выживали?
- Я переехал сначала в Арск, работал в системе районного отдела образования директором компьютерного центра. Ситуация с финансированием науки начала налаживаться в 2000-х, и с 2005 года я начал работу по специальности в КНИТУ-КАИ.
Первая цель - Луна, вторая - Марс
- Альберт Габдулбарович, объясните, по какому принципу работает лазерный двигатель.
- Если очень просто - любая современная ракета-носитель - это тонкостенная труба, почти под завязку набитая топливом. Топливо занимает 80% от массы ракеты. Для груза и для пассажиров космического корабля остается совсем мало места. Поэтому одна из главных научных задач - усовершенствование ракетных двигателей. Сегодня ракетный двигатель на химическом топливе является единственным типом движителя, который используется для вывода на орбиту грузов. Его недостаток - сравнительно низкий удельный импульс и низкий КПД. У лазерных двигателей эти показатели намного выше.
Преимущества лазерного двигателя можно объяснить на одном примере. На химическом ракетном топливе полет до Марса займет более полугода, и на обратный путь топлива уже не хватит. Поэтому часто пишут: «Планируется полет на Марс с билетом в один конец». И добровольцы на такой полет есть. А на лазерном двигателе лететь значительно быстрее. Цивилизация выживает только тогда, когда она развивается. А чтобы развиваться, нужно расширять свое жизненное пространство. Землянам есть куда перемещаться. Первая цель - это Луна, вторая - Марс. Обещали же, что «и на Марсе будут яблони цвести». Далее - бесконечное число планет, возможно, есть среди них и обитаемые.
- Когда экспериментальный образец лазерного двигателя будет реализован в космической технике?
- Космос - дорогое удовольствие. На все нужны деньги. Но я ученый, а не производственник и не менеджер по продажам. Сегодня надо уметь продвигать и продавать свои идеи. Не каждый может быть одновременно ученым-исследователем и успешным бизнесменом. Ученые должны заниматься наукой. А реализацией идей фундаментальной науки должно заниматься государство. Я подсчитал, на науку у меня уходит примерно 10% рабочего времени. И это в лучшем случае. Остальное время - это преподавание, подготовка к лекциям, практическим и лабораторным работам, зачеты, экзамены, курсовые и дипломные работы, написание рабочих программ, различных тестов для оценки знаний студентов…
«А что, за это еще и деньги дают?!»
- Зачем сегодня молодые люди идут в науку?
- Современная молодежь - очень практичные люди. Один мой талантливый ученик работает в IT-компании. Он считает, что космос, лазерные двигатели - это, конечно, интересно, но оплата труда в IT-компании в 2 - 3 раза выше. Молодые во всем ищут выгоду, а мы были другими. Нам важно было, насколько работа интересная и творческая. Мы были романтиками, жили и работали по принципу «А что, за эту работу еще и деньги дают?!»
- Альберт Габдулбарович, вы выросли в селе. А как появился интерес к науке?
- Я уроженец села Балыклы-Чукаево Рыбно-Слободского района Татарстана. Когда учился в 9-м классе, в нашу школу пришел молодой учитель физики, выпускник Арского педагогического училища Ильдар Ахметгалеев. Мало того, что он был талантливым педагогом, он еще и футбол любил! Был ненамного старше нас и с нами, учениками 9-х и 10-х классов, с удовольствием гонял мяч. И у него были настоящие футбольные бутсы. Для нас он был не просто учитель, а большой авторитет - футболист в настоящих бутсах! А еще у него была отличная библиотека научной фантастики, и он разрешал мне читать книги. Помню, «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого я прочитал за ночь. Затем и «Солярис» Станислава Лема.
- 2024 год был объявлен в Татарстане Годом научно-технологического развития. Это как-то поменяло отношение к науке и ученым?
- Финансирование науки государством в последние годы снижается. За рубежом, в развитых странах, другой подход, имеется отлаженная система научных грантов. Мне достоверно известен такой случай: зарубежный ученый-энтомолог в низовьях Амазонки обнаружил какую-то бабочку, доселе неизвестную в науке. И ему каждый год выделяют научный грант в 50 тысяч долларов на исследование этой бабочки. И это помимо зарплаты.
- Что, по-вашему, необходимо сделать, чтобы Казань заявила о себе не только как спортивная, культурная, но и как космическая столица России?
- Надо со школы прививать детям интерес к фундаментальным наукам. Должен повышаться престиж ученых, а это можно сделать, если научные исследования получат достойное финансирование. В Казани необходимо составить «космические» маршруты для туристов, показывать музеи КАИ, КХТИ, КФУ, где собраны экспонаты о выдающихся ученых, конструкторах. Нам надо развивать новый вид туризма - научно-образовательный, познавательный туризм, который, ко всему прочему, будет повышать и общий рейтинг Татарстана среди других регионов. Необходимо организовывать выставки об ученых с мировыми именами, которые работали в Казани. Таких ученых у нас очень много - Лобачевский, Завойский, Бутлеров, Арбузов, Глушко, Королев и другие.
Благодарим руководителя инициативной группы «Зихангиры» Халиля Гайнутдинова за помощь в организации интервью и за поддержку ученых-исследователей в области космоса.