Александр Федотов - художник Неба и Земли

news_top_970_100

Фото автора

В Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ открылась выставка Александра Федотова.

В залах на двух этажах галереи можно увидеть более 220 произведений художника из коллекций Музея ИЗО РТ и филиала Российской академии художеств в Казани, а также из собрания семьи художника. Графика и некоторые живописные работы представлены впервые.

Александр Федотов - удивительный живописец. Цветом, мазком он мог передавать движение воздуха, порыв ветра, шум листвы, загадочность лунного света, тепло солнечных лучей, многоцветность белого снега…

- Александр Федотов - яркий продолжатель традиции русской пейзажной школы. Он создал образы масштабных ландшафтов в единстве земли и неба, не сопоставимых с человеком. Не случайно в его пейзажах принципиально отсутствует изображение человека: «…Мы, зрители, уже в пейзаже», - говорил он. Сопричастность человека природе лишь изредка опосредованно передана изображением стогов сена, силуэтами сельских построек, - рассказала кандидат искусствоведения Екатерина Ключевская. - Своим творчеством художник дарит неисчерпаемую красоту мира - серые дожди, золото осени, ликующую зелень летних лесов, жемчужные россыпи закатов, радость удивления и узнавания в самых обычных явлениях необычного и вдохновляющего жизнеутверждающего начала. На фоне эпохи тотальной урбанистики и техногенных преобразований ценность этого дара неизмеримо возрастает.

Фото автора

Экскурсию по выставке провела супруга Александра Федотова - известная художница, мастер декоративно-прикладного искусства, сценограф, педагог, лауреат Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая Наиля Кумысникова.

- Мы любили бывать в нашем доме в деревне Казаково в Чувашии. Там очень красивые места. Александр вырос в Рязани, где равнинная местность, а здесь для него открылось совсем другое пространство: холмы, огромное небо, панорамы деревень… В последние годы наш сын Джамиль часто возил нас по ближайшим районам Татарстана, и здесь мы тоже открывали для себя удивительную красоту природы в любое время года и суток. Он любил писать ночь. Это очень сложно, но темная ночь у него получалась светлая, наполненная всевозможными оттенками, - рассказала Наиля Халитовна. - У Александра была невероятная зрительная память на цвета и соотношения цветов. Он мог оставить работу на какое-то время, даже на года, а потом достать и продолжить ее на той же ноте… Был такой период, когда не было ни красок, ни холстов, ни лаков - ничего… Было сложное время, когда из-за нехватки холстов он просто записывал свои старые работы новыми пейзажами. На одном полотне могло быть до шести работ.

Мне так было жалко, что он их записывал…

news_right_column_240_400