Александр Сладковский: Национальное достояние республики - не только нефть и спорт
news_header_top_970_100

Александр Сладковский: Национальное достояние республики - не только нефть и спорт

Полгода назад на пост художественного руководителя Государственного симфонического оркестра РТ был приглашен один из лучших дирижеров России Александр Сладковский. Цели и планы у маэстро самые серьезные и амбициозные – в кратчайшие сроки вывести татарстанский оркестр на мировой уровень.

Представляем гостя

Сладковский родился в 1965 году в Таганроге. Окончил Московскую консерваторию им. Чайковского и Санкт-Петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования. Заслуженный артист России. С 2001-го по 2003 г. - главный дирижер Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. В 2003 году номинирован на премию «Золотой софит» как лучший дирижер года. Участвовал во многих крупных музыкальных фестивалях, сотрудничал с Российским национальным оркестром, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Московским филармоническим оркестром.
В мае 2001 года в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга дирижировал концертом в честь визита Ее Величества королевы Нидерландов Беатрикс. А в мае 2003 года выступал на торжественном открытии фонтанов Петродворца в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга в присутствии глав 46 государств. Маэстро сотрудничает с лучшими оркестрами и музыкантами мира: Юрием Башметом, Денисом Мацуевым, Виктором Третьяковым, Монтсеррат Кабалье, Роберто Аланья и другими звездами.

Высокая планка - сразу

- Татарстан сейчас по многим показателям выходит на мировой уровень. Мы показали, чего можем добиться в спорте, теперь очередь за культурой. Симфонический оркестр – коллектив, который во многом определяет лицо республики, страны, государства. Так принято во всем мире. В Татарстане, регионе, привлекательном для инвестиций, это понимают. У нас цель действительно амбициозная – вывести оркестр на мировой уровень. Думаю, при той поддержке и понимании, которые мы получаем от руководства Татарстана, с этой задачей справимся,  – считает Александр Витальевич.-  Легко ли согласиться возглавить коллектив, который переживал не лучшие времена?- Когда мне сделали это предложение, я принял его с огромной благодарностью. С коллективом оркестра был уже знаком - в прошлом сезоне я дважды выступал с симфоническим оркестром РТ. Одно из этих выступлений состоялось на Форуме симфонических оркестров России. - Как вас встретили в Казани?- Раньше оркестр был подразделением Большого концертного зала РТ. Я оказался в положении человека, который отвечает за все, но не может ни на что повлиять, потому что зал продолжал работать в сложившемся режиме. Сейчас  симфонический оркестр РТ – юридическое лицо, дееспособный коллектив, который может ставить и решать большие задачи. Мы не придумали ничего нового. По этой схеме работают и благополучно развиваются все ведущие оркестры мира. Во время встречи с Рустамом Миннихановым я рассказал об этой схеме. Реакция президента была мгновенной. В течение 10 минут решился  вопрос о том, что оркестр станет автономным. Еще меня потрясло, что Рустам Нургалиевич держит этот вопрос на личном контроле. Благодаря его поддержке нашему коллективу выделены средства, соизмеримые с бюджетами московских оркестров. На часть этих денег планируем закупить у лучших мировых производителей новые инструменты. Оркестр будет звучать еще лучше, он станет конкурентоспособным.

Музыканты – это элита

- Как оцениваете уровень казанских музыкантов?- Мне сложно давать оценки. Я сейчас как садовник – возделываю, пропалываю грядки. Это сложный процесс. Пришлось уволить несколько музыкантов, которые просто не соответствовали профессиональным стандартам. Вместо первой репетиции я каждого приглашал в свой кабинет и просил сыграть. То, что  услышал, вызвало разочарование. В ноты попали только пять человек. Понимаю, они были не готовы, для музыкантов это стресс и страшный удар по самолюбию, психологически тяжело: приехал какой-то варяг и начал диктовать свои правила. Но сразу предупредил, я – не заезжий дирижер. Приехал сюда не для того, чтобы время провести и денег заработать, а для того, чтобы вместе с ними вывести оркестр на совершенно новый уровень. - Непросто работать в такой обстановке? - Вместе мы пережили очень тяжелые полгода. Приходилось менять психологию коллектива. Я всегда говорю музыкантам, что оркестр можно сравнить с роскошным, красивым и мощным автомобилем. Любая фальшивая нота - царапина на его крыле! Машина классная, но уже не презентабельная. Если кто-то позволяет себе играть невпопад, то он сводит к нулю труд ста своих коллег. Конечно, музыкантам, привыкшим работать в одном режиме, перестраиваться сложно. Но они молодцы! Меня потрясает их работоспособность. За декабрь сыграли столько концертов, сколько раньше играли за год.  Для меня очень важно, что музыканты поверили в свои силы и почувствовали, что способны на большее. Они – элита, национальное достояние республики. Музыканты должны уважать себя и с уважением относиться к тому, что  делают. Нам очень помогают концертмейстеры и старожилы оркестра, которые работали еще с маэстро Натаном Рахлиным.  - Правда, что их зарплата сейчас выросла в несколько раз?- Абсолютная правда! Хотя когда я пришел и пообещал, что в оркестре будут зарплаты, сопоставимые с тем, что получают музыканты московских оркестров, мне никто не поверил. Никто не верил и в то, что мы будем собирать полные залы. Прошло всего полгода - зарплаты выросли, а на наших концертах аншлаги.

Выступаем со звездами

- Вы планируете приглашать в Казань мировых звезд?- Сейчас ведем переговоры с импресарио Пласидо Доминго, Анны Нетребко, Роберто Аланья, Чечилии Бартоли, Хосе Кура... В декабре этого года с ГСО РТ выступит Дмитрий Хворостовский. Оркестр должен играть со звездами первой величины. Это мое кредо. Мы тесно сотрудничаем с Казанской консерваторией и ее ректором Рубином Абдуллиным. Я вижу в этом колоссальный потенциал. Недавно прослушал пять студентов консерватории, которые хотят работать в оркестре. У нас возникает конкуренция, какой давно уже не было. - Еще у вас намечено провести в Казани несколько больших фестивалей...-. Да, в апреле состоится музыкальный фестиваль «Рахлинские сезоны» памяти основателя оркестра Натана Рахлина. Он будет приурочен к 45-летию со дня первого концерта симфонического оркестра Татарстана.  В конце мая-начале июня пройдет Международный Рахманиновский фестиваль «Белая сирень». Участие в нем примут Борис Березовский (?), Денис Мацуев, Рамзи Ясса. Постараемся,  чтобы в Казань приехал внук Сергея Васильевича.- Как возникла идея «Белой сирени»?- Шаляпин и Рахманинов были друзьями. Шаляпинский фестиваль в Казани есть. Было бы справедливо, если в городе появился бы и Рахманиновский. Рахманинов из татарского дворянского рода, поэтому мы решили объединить на фестивале музыкантов тюркоязычных стран. Хотим сделать городу еще несколько необычных сюрпризов. Планируем торжественное открытие мемориальной доски на здании Казанской Ратуши, где дважды - в 1910-м и 1916 году - выступал Рахманинов. Еще одна красивая идея – вместе с руководителями республики, города, деятелями культуры высадить у Ратуши аллею белой сирени – любимых цветов Рахманинова. В сентябре откроется фестиваль «Казанская осень». К нему готовим премьеру оперы Назиба Жиганова «Алтынчеч». Спектакль будет играться под открытым небом на Пушечном дворе Казанского кремля. Это наш совместный проект с консерваторией. Ставит оперу режиссер Мариинского театра Алексей Степанюк, в главной партии – Альбина Шагимуратова. Помимо этого, 30 августа пройдет концерт ГСО РТ с одной из оперных топ-звезд. А в ноябре – еще один международный фестиваль. Он будет носить имя Софии Губайдулиной. Участие в нем подтвердил выдающийся виолончелист Давид Герингас. Ждем и саму Софию Азгатовну. Это будет фестиваль современной музыки. В 2013 году в Казани будет проводиться Универсиада, и оркестр уже начал готовиться к ней. Наша задача - подняться на такой уровень, чтобы напомнить: в Татарстане есть не только хоккей и футбол, но и культура, и искусство.- У вас так много идей!- На первый взгляд они кажутся фантастическими. Главное – честно делать свое дело, а не создавать видимость бурной деятельности, тогда все получится. - Вы уже дали старт нескольким перспективным проектам, например «Достояние республики»...- Название немного затертое, но точно отражает смысл проекта. Достояние Татарстана - это не только развитая экономика, спорт, но и талантливые дети. Продвижение молодых талантов – тоже одна из основных задач оркестра. Раньше дети выступали при педагогах и двух-трех родственниках, теперь мы даем им возможность сыграть на сцене концертного зала с настоящим симфоническим оркестром. Первый концерт в конце января прошел замечательно! В зале и на сцене были и ветераны оркестра, которые тоже достояние республики. - Оркестр планирует записывать и выпускать диски?- Начинаем проект «Антология симфонической музыки», собираемся записать на цифровые носители музыку всех композиторов Татарстана. Главная цель этого масштабного проекта – сохранение музыкального наследия татарстанских композиторов всех поколений. Надеемся, что презентуем диски к Универсиаде, чтобы познакомить мир с нашим музыкальным богатством.КСТАТИ. Симфонический оркестр РТ заложил традицию благотворительных концертов. На них приглашают детей-сирот, ребят из многодетных семей, инвалидов, пенсионеров. Традицией станут и выездные концерты на предприятиях Казани и Татарстана.