Главный архитектор проектов центра разработки генерального плана Казани Сергей Саначин затронул широкий круг вопросов – от организации улично-дорожной сети Казани, создания достаточного количества парковочных мест, разработки новых схем движения общественного транспорта до сохранения парковых зон и исторических памятников. По его словам, уличное движение в Казани организовано по «Комплексной схеме развития всех видов городского пассажирского транспорта» 1980 года, сообщает «Татар-информ». Необходима новая улично-дорожная схема, отвечающая времени. Кроме того, по его мнению, выходом может стать перенос важнейших административных учреждений из центра города в другой район. Это поможет разгрузить центральные автомагистрали.
Заведующая лабораторией водных экосистем факультета географии и экологии КГУ Нафиса Мингазова в своем выступлении остановилась на аспектах сохранения так называемого природного каркаса Казани – парковых зон, малых озер, набережных.
- Сегодня, по официальным данным, уровень озеленения Казани составляет 23% территории города вместо 30 заявленных в генплане. Наши исследования показывают, что эти цифры занижены, и они постоянно снижаются. Происходит активная засыпка малых озер под застройку, - заявила профессор. - Территории сохранившихся парков активно застраиваются. На грани исчезновения ЦПКО имени Горького. Необходимо провести его реконструкцию и приложить усилия для возрождения. Идет наступление на акваторию Казанки. Правда, первая попытка намыва новых территорий в районе издательства закончилась для заказчика плачевно. Река все размыла. А ведь на эти цели было направлено более 260 млн рублей. Намечено строительство новых мостов, но при этом почему-то выбор делается в пользу устаревшей технологии намыва дамб. К ней много вопросов как с позиции экологичности, так и безопасности.
Заведующий кафедрой архитектурного проектирования КГАСУ Николай Новиков предложил по примеру Санкт-Петербурга использовать программу общественных работ, которую инициировали российские власти для обеспечения занятости людей, потерявших работу в условиях кризиса, для улучшения ситуации с экологией.
По мнению советника мэра Казани по архитектуре и градостроительству Татьяны Прокофьевой, сегодня решением части проблем может стать разработка и принятие новых правил землепользования и застройки Казани. А пока город живет по ПЗЗ десятилетней давности.